Афиша на месяц

05.04.2017—31.05.2017

ЭРОС В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ДМИТРИЕВА: ИСТОКИ, ПОИСКИ, ОТКРЫТИЯ

ЭРОС В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ДМИТРИЕВА: ИСТОКИ, ПОИСКИ, ОТКРЫТИЯ

ЭРОС В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ДМИТРИЕВА: ИСТОКИ, ПОИСКИ, ОТКРЫТИЯ

7 апреля в 16:00 в залах Чувашского государственного художественного музея открывается выставка: «ЭРОС В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ДМИТРИЕВА: ИСТОКИ, ПОИСКИ, ОТКРЫТИЯ». 

Экспозиция впервые знакомит зрителей с темой Эроса из творческого наследия чувашского художника И.В. Дмитриева (1902-1991). 

В четырех залах будет представлена не только живопись и графика, но и мелкая пластика, художественная вышивка. Сохранившиеся архивные фотографии, каталоги, страницы из опубликованных литературных произведений художника дополнят информацию о творческом диапазоне автора. 

Со времен греческой мифологии Эрос как олицетворение божества любви и любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни, пронизывал все европейское изобразительное искусство. А с конца ХIХ века на основе исследований австрийского психолога Зигмунда Фрейда работу психики человека стала объяснять взаимодействием двух врожденных, равно важных влечений: к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос). Наряду с утолением голода и жажды к проявлениям инстинкта жизни стали относить секс и любовь. 

Эти и другие достижения в науке, а также произведения европейских художников на рубеже XIX-XX веков: Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Анри де Тулуза-Лотрека, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Гогена, Густава Климта, Оскара Кокошки, Эгона Шиле - положили начало революции, которая изменила представления о психике и ее отношениях с искусством. 
И.В. Дмитриев - один из первых, кто в изобразительном искусстве Чувашии обратился к теме Эроса. На его художественное мировосприятие и осмысление этой темы наложило отпечаток раннее увлечение профессиональной музыкой и русским балетом. 

Первые зарисовки, рисунки и живописные полотна 1920-1930-х гг. наглядно показывают, что вдохновляло Дмитриева: это древнегреческая мифология, работы Франсиско Гойи («обнаженная Маха»), французское искусство («Амуры, борющиеся за сердце» - братья Иньянс и Жозеф Брош), художники объединения «Мира искусства» (Константин Сомов и др.), «Маковец» (Василий Чекрыгин). Поэтому проявление свободы авторского «я» данного периода сказывается, прежде всего, в эстетическом выборе тех или иных отправных точек влияния. 

Поиски индивидуального мира Эроса становятся особенно заметными у художника в послевоенные годы. Это наглядно прослеживается в серии рисунков, посвященных пластике обнаженного мужского и женского тела. Параллельно свои графические образы художник претворяет в мелкую пластику из папье-маше и дерева. А эти скульптурные образы, в свою очередь, становятся главными действующими «лицами» его многочисленных натюрмортов - своеобразными камертонами в осмыслении индивидуального - «дмитриевского» мира Эроса. 

Текст: Георгия Исаева

Музейные педагогические программы
Международный конкурс детского творчества  «Красота Божьего мира».
«Ночь искусств»
Большой этнографический диктант
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Независимая оценка качества услуг
Памятные даты военной истории Отечества