Афиша на месяц

23.09.2017—22.10.2017

Выставка Татьяны Бритвиной (1958-1987)

Выставка Татьяны Бритвиной (1958-1987)

Выставка Татьяны Бритвиной (1958-1987)

С 23 сентября в отделе русского и зарубежного искусства ЧГХМ работает выставка, выпадающая из общего ряда музейных выставочных проектов. Недаром и вынесена она подальше от суеты головного здания под сень галереи на К. Иванова, 4. 
33 работы, выполненные в разных техниках - литография и линогравюра, акварель, темпера, тушь/перо - совсем небольшая часть того, что удалось успеть художнику за краткий срок жизни. Но у каждой из выставленных работ своя история, их-то, одну за другой, и рассказал студентам училища Виктор Глебович Бритвин. Вот курсовое задание - 3 автолитографии из цикла "День женщины", выполненные на практике в г. Иваново, на текстильном производстве. Семья за утренним туалетом, заспанная мама, еще в бигуди, трогательно тянется к ней малыш. А вот она уже на работе, объясняет что-то коллегам со строгим лицом, сверкая глазами из-под очков. И совсем другая - вечером, на пороге комнаты в детском саду, с полной сумкой. Из кучи резвящихся малышей выхватывает взглядом своего, бегущего навстречу сынишку. И так все точно, тонко, искренне и трогательно, что хочется рассматривать листы, сантиметр за сантиметром, снова и снова. 
Выше - серия литографий, посвященных Петру I. Друзья Татьяны говорят, что этот образ близок ее характеру, прямому, бескомпромиссному, не по-женски твердому. Уверенная рука, уверенный взгляд, внятные и четкие силуэты... Ее Петра, фигуру скорее романтическую, чем историческую, сложно не полюбить сразу и навсегда, и хочется за ним идти, куда бы ни позвал. 
Темперы из Прибалтики, портрет молодого человека - строителя БАМа - во всем есть душа, история, жизнь. 
Последний раз эти работы выставлялись 20 лет назад, в 1997 году. Как говорит Виктор Глебович, они должны были отлежаться, а вот теперь, увиденные свежим взглядом, открываются по-новому. "При всей мужественности - удивительный взгляд, чуть детский, будто художник рассказывает о чем-то ребенку". Особенно видно это по одной из последних работ - эскизу к литографии 1987 года - о революции. Солдаты и матросы на фоне Зимнего дворца и Александровского сада греются у костра и читают в газете декрет. А вокруг кружатся облетающей сухой листвой персонажи, символизирующие старую Россию: офицер, пускающий пулю в лоб, дерущиеся банкиры... Падают, падают осенние листья и скоро сравняются с землёй. А в светлый разрыв на тёмном ночном небе влетает Аврора, укрывающая под широким крылом силуэт легендарного крейсера. "Персонажи даны настолько не натурно, будто это не люди вовсе, а ожившие мифы. Мифы, которые не могли не возникнуть, ведь человек должен во что-то верить, и эта вера - то, что ее подпитывало, вера в романтическую сущность революции". 
Есть среди работ и маленькая картиночка тушью - экслибрис Игоря Данилевского, врача, который лечил Татьяну: собранная в кулак рыцарская перчатка, а на ней - хрупкая бабочка. И еще совсем не типичная для автора темпера "Девочка ждет письма", сквозящая нежной беззащитностью ожившей сказки. Рваные серые облака, танцующие, бегущие на ветру колготочки на веревке, белый букетик в окне и тревожный взгляд девочки. А с неба спускается на белых ангельских крыльях почтальонша с белым лоскутиком письма... 
И столько в этих простых, детских образах надежды! Надежды на защиту, спасение и возможность победить смерть. 
"Надо, чтобы то, чем жил человек, время от времени открывалось", - говорит Виктор Глебович. Поэтому сегодня выставка ждет. Ждёт нашего внимания и участия, и проживания, и переживания - возможности снова жить в чьих-то сердцах. 

Фотографии с открытия.

  

 


 

   

Музейные педагогические программы
Международный конкурс детского творчества  «Красота Божьего мира».
«Ночь искусств»
Большой этнографический диктант
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Независимая оценка качества услуг
Памятные даты военной истории Отечества