Афиша на месяц

08.11.2018—30.12.2018

Открытая диафрагма

Открытая диафрагма

Открытая диафрагма

Республиканский фотоклуб «Открытая диафрагма» (год образования – 2012) объединяет разные творческие дарования. Поэтому название выставки – «Фотосинтез» – следует понимать не в прямом (ботаническом) значении, а в значении составном: «фото» значит фотография, а «синтез» – это содружество фотографов, определяющих свою деятельность через приверженность основным принципам «Открытой диафрагмы». Эти принципы можно сформулировать в нескольких словах: верность действительности, художественность, способность передать через остановленное мгновение черты, характеризующие эпоху, в которой мы живем. У каждого из авторов экспозиции – собственное творческое видение, в этом отношении фотографы при подготовке к выставке были совершенно свободны. Те, кто сегодня представляет «Открытую диафрагму», находятся в фотоклубе не один день и даже не один год. Они принимали активное участие в широких выставках 2016 года: «Большие маленькие люди» и «Демиурги (люди труда)». Фотографии наших авторов составили костяк выставок Чувашского регионального отделения Союза фотохудожников России «Метафора-2016» и «Метафора-2017».

В «Фотосинтезе» участвуют шесть авторов: Ирина Вершинская, Борис Емельянов, Юрий Никандров, Эдуард Смородинов, Юрий Стифонов и Эдуард Кранк.

Ирина Вершинская представлена двумя сериями, посвященными тем, кто меньше других защищен в современном мире: людям пожилым («Любовь длинною в жизнь») и людям с ограниченными возможностями здоровья («Это – Я»). Эти портреты проникнуты серьезным гуманистическим пафосом, присущим Ирине, ее стремлением увидеть в других людях скрытый потенциал любви и человечности.

Фотографии Эдуарда Смородинова – тоже портреты, но совершенно иные и по духу, и по исполнению. Хотя перед нами представители разных социальных слоев, герои интересуют автора скорее вне их социальности, как характеры. Эдуард смотрит на них как на «люмпенов», т. е. людей, свободных от своей привязанности к профессии и к прочим социальным характеристикам. Психологизм портретов сдобрен порой характерной для автора хорошей порцией иронии.

Если одну из серий Юрия Стифонова  – «Масленница» – можно охарактеризовать как визуально-этнографическое исследование, то серия «Литейка» посвящена людям, чья рабочая профессия определяется производством. Социальная направленность фотографий Юрия заслуживает глубокого уважения, тем более, что за конкретикой лиц и обстоятельств мы можем почувствовать некоторую экзистенциальную отстраненность. Ее можно выразить вопросами, которые возникают при просмотре этих снимков: «Чем заняты эти люди?», «Насколько личность определяют те обстоятельства – этнические и социальные, – в которых существует человек?»

Аналоговые натюрморты Бориса Емельянова отличает тщательность исполнения и серьезность во внимании к игре света и тени. Прежде всего – это аналоговые снимки, т.е. фотографии, отснятые на пленку и отпечатанные при красном свете. В эпоху «быстрой фотографии» и «цифровой революции» это вызывает особое уважение. Рукотворные натюрморты Бориса исполнены особого графического очарования, композиционного мастерства, способности фотографа видеть предметы как бы отстраненно, особенно пристально, отличая их странность и самодостаточность.

Юрий Никандров представлен сериями снимков, совершенно разными по своей художественной направленности. Если триптихи Юрия графичны и подчеркивают, прежде всего, форму и цветовые сочетания объектов, то в его репортаже «Паломники» – конкретика живого события, связанного с поклонением верующих церковным реликвиям. Связующим звеном между графикой и репортажем является серия «Одиночество и пустота». В ней люди даны большей частью через дальний план, через их включенность в опустевшие пространства жизни. Вот где графика и «живая» фотография находят свое счастливое сочетание. Общий тон этой серии философичен, что позволяет увидеть в снимках Юрия нечто очень важное, о чем прямо не говорится. Этот философский, несколько ностальгического свойства контекст одухотворяет изображения одиноких человеческих фигур, словно фотограф ненавязчиво спрашивает у зрителя: «А как у вас обстоят дела с пустотой, которую мы создаем собственными руками?»

Серия Эдуарда Кранка называется «Бургштедт», посвящена небольшому немецкому городку и представляет собой часть довольно объемного «саксонского» проекта. Безлюдный городской пейзаж, увиденный глазами фотографа и представленный часто через искажения объектива с широким углом, лишен экзотики, он намеренно будничен и документален. Это своего рода пейзажный отчет о том, как выглядит и, следовательно, как существует маленький городок, который есть просто точка на карте, да и то не на каждой.

При желании, зритель без труда заметит взаимосвязи каждой из экспозиций того или иного автора с другими. Существуя в разных «художественных реальностях», фотографы Республиканского фотоклуба «Открытая диафрагма» представляют собой серьезное творческое объединение, деятельность которого не оставит равнодушным современного человека, способного мыслить и переживать.

 

День конституции Российской Федерации
План мероприятий "День правовой помощи"
Дух времени
Независимая оценка качества услуг
Музейные педагогические программы
Послание Президента Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
Единый портал государственных и муниципальных услуг