Афиша на месяц

17.01.2019—10.02.2019

«Еще поют серебряные струны»

«Еще поют серебряные струны»

«Еще поют серебряные струны»

17 января в залах Чувашского государственного художественного музея состоится открытие выставки к 80-летию народного художника Чувашии Раисы Фоминичны Терюкаловой. В экспозицию вошли произведения художника не только из частных коллекций, но также и из собрания ЧГХМ.

Родилась Раиса Фоминична 8 января 1939 года в селе Кувакино Алатырского района. Она считает, что тяга к искусству у нее от отца - человека от природы смекалистого и разносторонне одаренного. Получив аттестат зрелости, в 1956 году Раиса Терюкалова на свой страх и риск поехала в Чебоксары с целью поступить в художественное училище, а окончив его,  решила продолжить свое художественное образование и в 1961 году поступила в Ленинградское высшее художественно - промышленное училище имени В.И. Мухиной по специальности "художник по мебельно-декоративным тканям" (1961-1967). Успешно окончив институт, Раиса Фоминична могла остаться в Ленинграде, но побоялась его сырой, неприютной погоды. Молодая художница искренне думала, что она необходима своей республике, представляла, как она будет поднимать гобеленное производство на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате. Проработав на комбинате более 3-х лет, перешла работать в Художественный фонд, через несколько лет вновь вернулась на комбинат, где в течение семи лет руководила работой художественной мастерской ткацкой фабрики № 3.

Живописные композиции Раисы Терюкаловой полны скрытого драматизма, а гобелены – всегда глубоко лиричные: и по тематике, и по колориту прослеживалась их тесная связь с Чувашией, с ее природой, с образами ее трудолюбивых женщин и девушек.

«Мне всегда хотелось заниматься портретом, мне казалось – это мое. Человек – саме интересное для меня», - откровенно признается Раиса Фоминична. Ее портреты  отличаются тонким чутьем и восприятием человека через цвет: их объединяет духовное родство всех персонажей, живописная поэтизация образов, возвышенная сосредоточенность, хотя ни композиционным, ни колористическим строем работы не повторяются.

Привлекательны и графические портреты (акварель, карандаш, уголь, сангина), где упор в основном делается на выразительную пластическую линию как на главное изобразительное средство.

С конца 80-х гг. наблюдается некоторый отход от живописной манеры первых лет творчества – на смену повышенной декоративности, силе выразительности цвета и неудержимой энергии мазка приходит большая живописно-пластическая гармония. Ранний живописный экспромт перерастает в полотна более масштабного звучания, что наглядно свидетельствует о динамике творческого роста автора.

Многолик предметный мир в натюрмортах художницы: садовые и полевые цветы, фрукты, овощи, рыба, домашняя утварь и произведения народного прикладного искусства. Разнопланов ее натюрморт и по тематике. Серия программных натюрмортов: «Сурпан», «Моя Чувашия» (1985-1986), «Чувашская старина» (2001, 2002, 2006), «Чувашский натюрморт» (2013) посвящена родной республике и воспевает богатое наследие чувашского народа в прикладном искусстве.

В последнее десятилетие  все больше появляется среди работ Раисы Фоминичны пейзажей, тонких и лирических по письму и настроению: нежный и неуловимо весенний свет, преображения Летнего сада, есенинские места… За любованием природой во всех этих работах сквозит острое чувствование скоротечности жизни. Все меньше становится цветовой экспрессии и больше философских размышлений, которыми наполнены картины не зависимо от жанра. 

Не смотря на возраст, Раиса Терюкалова вновь и вновь берется за кисть, останавливая и осмысляя красоту преходящего.

 

Лето с музеем
«Отцы-Основатели!»
Гранты России
«Чебоксары: от прошлого к настоящему. 1469-2019»
2019 год – Год театра в России
Независимая оценка качества услуг
Послание Президента Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Яндекс Метрика
Аудиогид