Ни дня без даты

11 января

Артур Владимирович Фонвизин

Артур Владимирович Фонвизин

Артур Владимирович Фонвизин

11 января 1882 года родился художник Артур Владимирович Фонвизин.

Советский русский художник, живописец и график, акварелист, педагог. Член творческого общества «Мир искусства», «Маковец», «Общества московских художников», АХРР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.Н. Горского, В.Н. Бакшеева, Н.А. Клодта. Интересно то, что свои первые работы будущий художник подписывал «фон Визен».

А.В. Фонвизин вместе с М.Ф. Ларионовым и С.Ю. Судейкиным был исключен из МУЖВЗ за участие в не разрешенной начальством выставке, продолжил обучение в мастерской Геймана и Гарднера в Мюнхене.

После возвращения в Россию А.В. Фонвизин участвовал в выставках творческих объединений «Голубая роза», «Стефанос», «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Мишень» и «Ослиный хвост». «Произведения этого периода можно охарактеризовать как символистские, в стиле так называемого «лирического примитива».

Художник А.Д. Древин говорил о его работах: «Артур Фонвизин открыл новую акварель. Артур проложил ей путь на столетие вперед. Найдётся ли ещё художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? На его картинах краски горят, мерцают, переливаются - даже чёрная и белая».

«В 1937 году, во время кампании по борьбе с формализмом в искусстве был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин)». В 1943 году, как и многие другие немцы, он был выслан в Казахстан.

После возвращения в Москву по заказу главного режиссера Московского театра драмы Н. Охлопкова А.Ф. Фонвизин работал над серией акварельных портретов артистов театра. В те годы «портреты театральных актрис в сценических костюмах, рисунки цирковых номеров, зарисовки из дореволюционной жизни, изображения цветов и пейзажи» становятся основными темами в творчестве художника.

Таковы и листы «Портрет балерины большого театра СССР Е. Ильющенко» и натюрморт «Красные гладиолусы», из фонда графики ЧГХМузея.

Старший научный сотрудник ГТГ Валерий Силаев позднее писал: «Портретное творчество Артура Фонвизина включает в себя в основном женские образы, преимущественно выдающихся актрис и балерин. Большинство этих работ было написано художником в 1940–1950-е годы. Они удивительно изысканные, утончённые, но Артура Фонвизина привлекает скорее внешняя красота изображенных моделей, их блеск и великолепие. Его редко интересует психология, внутренний женский мир, но если всё же это и происходит, то создаваемые художником образы наделяются им невероятной глубиной и силой».

И о натюрмортах: «Натюрморт, как и пейзаж у Фонвизина — это всегда пиршество цвета, чистоты и свежести изображаемых цветов и фруктов, хрустальных ваз и фарфора, ландшафтов. Здесь кисть у Фонвизина стремительная, затейливая. Словно играя, брызгая красками, создавая лужицы затёков и клякс, оставляя их, не исправляя и не удаляя, художник рассыпает на белоснежной поверхности бумаги драгоценности цвета».

Многие годы А.В. Фонвизин посвятил педагогической деятельности, заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове, а позднее преподавал в Московском архитектурном институте.

На фото: Красные гладиолусы. 1954 г. Бумага, акварель.

#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты

100-летие образования Чувашской автономной области
Национальный проект «Культура»
«Команда защиты дества»
Гранты России
Музейные педагогические программы
Памятка: 7 шагов по профилактике новой коронавирусной инфекции
Независимая оценка качества услуг
Послание Президента Федеральному Собранию
Яндекс Метрика
Аудиогид