Ни дня без даты

25 июня

Царевич Алексей заключен в Петропавловскую крепость

Царевич Алексей заключен в Петропавловскую крепость

Царевич Алексей заключен в Петропавловскую крепость

25 июня 1718 года царевич Алексей был заключен в Петропавловскую крепость. 

«Розыск» по делу царевича Алексея был начат еще 3 февраля 1718 года, сразу после того, как он был доставлен в Москву и состоялось его первое свидание с отцом. Многие из приближенных царевича Алексея были подвергнуты пыткам, а затем и казнены. 25 июня пришла и очередь самого царевича, уже отрекшегося от прав на престол. Его взяли под стражу и заключили в Петропавловскую крепость по приказу отца — Петра I. 

Отношения отца и сына никогда не отличались особой теплотой, рожденный от нелюбимой жены сын не пользовался отцовской любовью. Под пытками, в которых, по некоторым источникам, принимал участие и сам царь, Алексей признался в замысле свергнуть власть Петра, поднять по всей стране восстание, поскольку народ, по его мнению, стоял за старые верования и обычаи, против отцовских реформ. 5 июля 1718 года под охраной четырех гвардейских унтер-офицеров царевич был доставлен из Петропавловской крепости в Сенат, где выслушал смертный приговор. 

По официальной версии, которая, впрочем, так и не была обнародована публично, смерть царевича не была насильственной, он умер от апоплексического удара, не вынеся сильного душевного потрясения 7 июля 1718 года в 18 часов. По другим, более вероятным версиям, царевич умер от последствий пыток или был тайно казнен. Похоронили царевича Алексея в Петропавловском соборе в присутствии отца. 

Подобно многим историческим личностям со сложной и необычной судьбой, фигура царевича Алексея Петровича издавна была «лакомым кусочком» для исторических романистов и драматургов. Одним из них был основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа Д.С. Мережковский. Пьеса «Царевич Алексей» была написана им на материале своего же романа «Петр и Алексей». В режиссуре и оформлении известного художника и историка мирового искусства Александра Николаевича Бенуа спектакль был поставлен в 1920 году на сцене Большого Драматического Театра в Петрограде. 

В фонде графики ЧГХМузея хранится эскиз декорации созданный А.Н. Бенуа к 1 картине V действия трагедии. На листе представлен каземат в Трубецком раскате Петропавловской крепости. Измученный пытками царевич Алексей лежит на койке, а лейб-медик Блюментрост и врач Аренгейм за столом приготовляют лекарства. 

А.Н. Бенуа - первый русский художник, ставший полноправным режиссером, в своих постановках он добивался максимальной слитности спектакля, вторгался во все его детали, репетировал не только с актерами, но даже с оркестрантами. 

Исполнитель роли царевича Алексея актер Н.Ф. Монахов писал о А.Н. Бенуа: «он выявил себя в качестве большого художника-энциклопедиста, художника-историка, в совершенстве передавшего сущность петровской эпохи. Но проделанная им с нами режиссерская работа была столь исчерпывающей, столь тщательной, что если бросить на весы то и другое, то станет ясно, что режиссер Бенуа главенствовал здесь над художником Бенуа. Спектакль «Царевич Алексей» является, по моему мнению, едва ли не лучшей, наиболее слаженной постановкой нашего театра за все время его существования». 

#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты

Владимир Мешков
"Тот счастлив, кто имеет веру..."
Лето с музеем
«Чебоксары: от прошлого к настоящему. 1469-2019»
Народный контроль
Гранты России
2019 год – Год театра в России
Независимая оценка качества услуг
Околица
Послание Президента Федеральному Собранию