Ни дня без даты

30 июня

Ольга Фёдоровна Амосова-Бунак

Ольга Фёдоровна Амосова-Бунак

Ольга Фёдоровна Амосова-Бунак

30 июня 1888 года родилась художница Ольга Фёдоровна Амосова-Бунак. 

Ученица школы живописи и рисунка Я.С. Гольдблата и Английской академии художеств в Риме (в одной из автобиографий указано, что ее руководителем был художник Грин). Живописец и график, художник книги, пейзажист и портретист, художник театра и кино. 

Ныне имя Ольги Федоровны Амосовой-Бунак мало известно широкому кругу любителей искусства. А между тем, она участвовала в выставках петербургских объединений «Товарищество независимых» и «Нового общества художников», в галерее К. А. Лемерсье в Москве и Художественного бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде. Именно «Новому обществу художников», организатором и руководителем которого был Д.Н. Кардовский, с их тягой к неоклассицизму, наиболее близко творчество О.Ф. Амосовой-Бунак, на выставках общества она представляла свои пейзажи и декоративные композиции. 

Многогранный талант О.Ф. Амосовой-Бунак нашел отражение в ее иллюстрациях для популярных дореволюционных журналов «Солнце России», «Лукоморье» и «Огонек». Ее рисунки, исполненные с большим профессиональным мастерством, выделялись из общего ряда своей выразительной и стильной простотой. 

Особого упоминания заслуживают ее произведения созданные для театра - О.Ф. Амосова-Бунак сотрудничала с К.А. Марджановым, И.М. Лапицким и Н.Н. Евреиновым. Наиболее интересны ее эскизы к спектаклю «Газ» по знаменитой пьесе драматурга-экспрессиониста Г. Кайзера, а также к постановкам «Не сошлись характерами», «За чем пойдешь, то и найдешь» А.Н. Островского, «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Гамлет» В. Шекспира и «Любовь — книга золотая» А.Н. Толстого. 

В театральных работах 1920-х годов О.Ф. Амосова-Бунак идет от мирискуснической стилистики к решению театрального пространства в кубофутуристическом духе. Наиболее последовательно принципы конструктивистской декорации проведены ею в таких работах, как «Не сошлись характерами», «Гамлет» и в особенности — «Газ», где лаконизм конструктивного решения и яркий цветовой акцент создают целостный современный образ. 

Кстати, после переезда в Москву О.Ф. Амосова-Бунак работала художником в киноателье А.А. Ханжонкова и участвовала в создании фильмов «Честное слово» (1918), «Тимбутс – гроза Парижа» (1918), «Кроткая» (1919). Но, к сожалению ни один из этих фильмов не сохранился. 

Но, все это не мешает ее главному увлечению — живописи, художница овладевает новыми темами и формами выразительности, стремится к большей масштабности сюжетов. В этот период окончательно складывается ее собственный живописный стиль. Особый интерес представляет серия картин, созданных художницей по материалам экспедиции в Танну-Тувинскую республику - цикл пейзажей и тематических картин, посвященных местным обычаям и верованиям. 

В 1934 – 1935 годах О.Ф. Амосова-Бунак обращается к печатной графике, к этому времени относятся ее первые опыты в линогравюре, а в 1936 - 1937 годах даже работает в Институте усовершенствования художников-графиков под руководством В. А. Фаворского. 

Став в 1938 году членом графической секции МОСХа, О.Ф. Амосова-Бунак начала готовиться к персональной выставке, которая была намечена на 1941 год, однако осуществлению этого помешала война. 
Последние два десятилетия своей жизни художница живет замкнуто, работает над архитектурными пейзажами, пишет акварелью, делает книжные иллюстрации, изредка участвует в выставках. До самой смерти в 1965 году О.Ф. Амосова-Бунак жила надеждой устроить свою выставку-отчет — надеждой, которой так и не суждено было сбыться 

Судьба не благоволила к О.Ф. Амосовой-Бунак, ее творческое наследие оказалось рассеянным, большинство живописных и графических работ, по-видимому, погибло вскоре после революции и в более поздние времена, в музеи попали лишь единичные произведения. 

Одно из таких счастливых исключений — графический лист из собрания ЧГХМузея «В парке», созданный художницей в 1913 году, во время обучения в Италии. В нем отразилось ее увлечение культурой прошлого и тяготение к неоклассицизму. Возможно, этот пейзаж экспонировался и на единственной прижизненной выставке О.Ф. Амосовой-Бунак, проходившей в июне 1915 года в Камероновой галерее Царского Села. 

#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты

"Еще той ночью игры снились детям…"
100-летие образования Чувашской автономной области
«Я живу дыханьем красок…»
Краски Чувашии. Всероссийский фестиваль
Национальный проект «Культура»
«Команда защиты дества»
Гранты России
Музейные педагогические программы
Памятка: 7 шагов по профилактике новой коронавирусной инфекции
Независимая оценка качества услуг