Ни дня без даты

05 августа

Борис Николаевич Ермолаев

 Борис Николаевич Ермолаев

Борис Николаевич Ермолаев

5 августа 1903 года родился художник Борис Николаевич Ермолаев. 

Выпускник Ленинградского художественно-промышленного техникума (учился у В.Федоровича и М.Авилова). 

Поиски собственного изобразительного языка привели Б.Н. Ермолаева к освоению эстетики народного лубка, вывески и примитива (в 1930 году он увидел работы Нико Пиросманишвили на выставке в Русском музее), которые отчетливо проявились в сериях его ранних работ. Уже в них художник находит ключ к построению своей декоративной системы, которая в полной мере проявится в конце 1950-х годов - работа по памяти и поиски обобщенного зрительного образа. 

С конца 1930-х годов Б.Н. Ермолаев работал в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ и именно здесь в полной мере раскрылся его талант блестящего колориста и тонкого стилиста. Вершиной творчества художника стали листы из серии «Деревня» (1958-1961), в которой впечатления от народного искусства (икона, лубок, примитив, вывеска) переплавились с современным Ермолаеву модернизмом (Пикассо, Матисс, Малевич). Но эти впечатления, столь разные по стилистике и изобразительным средствам, так и остались бы впечатлениями, если бы волей мастера не были трансформированы в четкую и выразительную «систему Ермолаева». 

ЧГХМузей по праву гордится богатой коллекцией рисунков, акварелей и автолитографий Бориса Николаевича Ермолаева. Творчество художника в собрании музея представлено сериями «Украина», «Паланга», «По Пушкинским местам», «Майори. Дзинтари», а также портретами, натюрмортами и сюжетными композициями. 

Кстати, в фонде графики ЧГХМузея хранится акварельный лист, композиционно повторяющий знаменитую литографию «Отдых» (1960), которую искусствоведы считают вершиной творчества Б.Н. Ермолаева. «Пять женских фигур-образов, композиционно спаянных вместе и чуть заваленных к центру, несут настроение тишины и покоя, смирения и молитвы – их руки смиренно опущены на колени или согнуты на животе. … Ермолаев здесь строит композицию на ограниченном круге пластических элементов - овалах и дугах (лики, платки, фигуры, руки, стожки, сама «купольная» композиция), неизбежно отсылающих к «чаше-купольной» системе В.Стерлигова. Но как не нарочито, как органично звучит эта «купольность». 

Все произведения Б.Н. Ермолаева из собрания ЧГХМузея.


#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты

"Еще той ночью игры снились детям…"
100-летие образования Чувашской автономной области
Национальный проект «Культура»
«Команда защиты дества»
Гранты России
Музейные педагогические программы
Памятка: 7 шагов по профилактике новой коронавирусной инфекции
Независимая оценка качества услуг
Послание Президента Федеральному Собранию
Яндекс Метрика