Ни дня без даты

17 ноября

Павел Варфоломеевич Кузнецов

Павел Варфоломеевич Кузнецов

Павел Варфоломеевич Кузнецов

17 ноября 1878 года родился художник Павел Варфоломеевич Кузнецов.

Российский советский художник, живописец и график. Член творческих объединений «Голубая Роза», «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».

Учился в «Студии живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств у В.В. Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, К.А. Коровина и В.А. Серова.

«От импрессионизма к символизму - такова основная тенденция, определившая поиски Кузнецова в ранний период творчества. Отдав должное пленэрной живописи, молодой художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души».

П.В. Кузнецов рано приобрел известность, его произведения участвовали в знаменитой выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым в Париже. Также он принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая роза», став художественным лидером всего движения.

Но несмотря на все это в конце 1900-х годов П.В. Кузнецов пережил творческий кризис, как отмечают многие источники, «казалось, он исчерпал себя и не способен оправдать возлагаемых на него надежд».

В духовном возрождении художника решающую роль сыграли странствия по заволжским степям, поездки в Бухару, Самарканд, Ташкент. «Его колорит, не утрачивая изысканной нюансировки, налился силой контрастов, ритмический узор композиций приобрел выразительнейшую простоту».

После революции 1917 года П.В. Кузнецов работал с огромным энтузиазмом, принимал участие в оформлении революционных празднеств и издании журнала «Путь освобождения», заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса и преподавал.

Значительное влияние на творчество П.В. Кузнецова также оказали поездки в Крым и на Кавказ в 1925-1929 годах, о них напоминает пейзаж «Крым» из фонда живописи ЧГХМузея «Работы конца 1920— начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Кузнецова».

Также П.В. Кузнецов стремился расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. Однако, он «не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, часто подвергавших его жесткой критике за «эстетизм», «формализм» и т. п».

В последние десятилетия своей жизни П.В. Кузнецов писал много пейзажей, натюрмортов и портретов. Но особое место в те годы заняла в его творчестве Прибалтика.

В фонде графики ЧГХМузея хранится альбом цветных автолитографий П.В. Кузнецова «Горная Бухара». Именно автолитографии «Туркестан» и «Горная Бухара» называли «своеобразной квинтэссенцией восприятия Востока художником».

На фото: Альбом «Горная Бухара». Май-Биран. 1923 г. Бумага, цветная автолитография.

#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты

100-летие образования Чувашской автономной области
Национальный проект «Культура»
«Команда защиты дества»
дикаяафрика.рф
Гранты России
Музейные педагогические программы
Памятка: 7 шагов по профилактике новой коронавирусной инфекции
Независимая оценка качества услуг
Послание Президента Федеральному Собранию
Яндекс Метрика