Музейные уроки

«Живые уроки» по предмету «Искусство»

2 класс

Изображение характера человека

Какими приемами пользуются художники для передачи характера человека? Что могут рассказать поза, руки, мимика о человеке? На портретах художников дети разгадают характер изображенных людей. Творческая игра «Живописный крокодил» (изображать и узнавать по рисункам других заданные черты характера).

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Образ человека в скульптуре

 Как можно изобразить человека?  Кого художники изображают в своих работах? Можно ли судить по этим изображениям, какие характеры у этих людей, какое настроение передал художник, их изображавший? Как смотреть объемную скульптуру? Задание в технике «проволочная скульптура».

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Художник изображает настроение

Как изменяется внешность человека в зависимости настроения? Влияет ли на его чувства состояние природы? Цвет, свет и настроение. Тревожный и радостный лес в работах чувашских художников.

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

О чем говорят украшения.

Дети узнают, что украшения не только дополняли костюм, но и показывали принадлежность человека к определенной группе (воин, жрец, девушка, замужняя и т.п.), выполняли роль оберега. Сравнят чувашские и русские украшения. Узнают, чем отличаются тухья и хушпу? Сравнят современные  и старинные чувашские украшения.

Задание – украсить разновозрастных членов семьи (смешанная техника).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

3 класс

Картина – особый мир.

Картина-это мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Ребята научатся смотреть картины, понимать настроение, через цвет.

Задание «Создай свой мир» в смешанной технике.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Посуда у тебя дома.

Посуда, как произведение искусства. Дети познакомятся с историей фарфора. Из каких материалов делают посуду? Какие материалы использовали в Чувашии? Праздничная, повседневная, обрядовая – чем отличаются, для чего предназначены? Роль посуда в картинах чувашских художников. На практическом занятии ребята выполнят посуду в технике нерикоми.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картина-портрет.

Как изображали человека в разные эпохи?   Чем отличается парадный портрет от  камерного? Когда  возник  портрет? Что важно передать в портрете – сходство или характер, настроение портретируемого?   Известные чувашские портретисты – кого они писали? Ребята выполнят портрет в технике «пластилиновый рельеф».

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Скульптура в музее.

Чем отличается скульптура от других видов изобразительного искусства? Какие материалы для нее используются и как они «работают»? Есть ли в скульптуре жанры? Как ее хранят и показывают в музее? Ребята познакомятся с именами чувашских скульпторов, разгадают загадки амазонок и тайны древних легенд (командная игра) и освоят технологию изготовления бумажной скульптуры.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картина-пейзаж.

Какой бывает пейзаж: городской, сельский, индустриальный, морской?  Какими средствами, цветами передает художник настроение пейзажа?  Ребята познакомятся с композицией пейзажа, с законами линейной и воздушной перспективы.

Задание – пейзаж в технике «тушь по сырому».

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картина-натюрморт.

«Мертвый мир» - кто главные герои натюрморта? И у натюрморта есть виды. От целого к частному и обратно.  Чувашские натюрморты отличаются ли от других?

Натюрморт в технике коллаж.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Картины исторические и бытовые.

Что такое быт и когда художников стала интересовать обыденная жизнь человека? Какие истории изображены на исторических картинах? Как менялось отношение жанрам в XX веке? Экскурсия-исследование по постоянной экспозиции. Практическая работа в технике коллаж.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Художественная выставка.

Зачем художнику выставляться? Развесить картины – это выставка? Кто придумывает выставки? Какие они бывают? Без чего не могут обойтись? Как строят экспозицию? Зачем нужен экскурсовод? Мини-игра «Музейные профессии».

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

4 класс

Красота человека.

Кого называют красивым и в чем может быть красота? Внешний облик, одежда и украшения, профессия как проявление внутренней красоты (обсуждение  работ из постоянной экспозиции). Задание – копирование портрета.

ОРиЗИ, ул. К. Иванова, 4;

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Пейзаж родной земли.

Чем отличаются виды Чувашии от всех других земель? Какое дерево можно назвать самым чувашским? О чем поют родники? На эти и другие вопросы ребята узнают ответ, а также исследуют, как влияет на настроение картины высокий и низкий горизонт, и какие цвета предпочитают наши мастера, как в пейзаже проявляется национальная культура, и создадут собственную модель чувашского мира.

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Юность и надежды.

История в картинках о жизни детей 40-80 годов, о том, во что они верили и к чему стремились. Игра «У меня бегут года», или как изображают профессии. Задание – рисунок «Профессии будущего».

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Материнство.

На примере картин чувашских художников дети увидят, какими разными бывают матери: нежные, трудолюбивые, суровые, героические, узнают имена и истории матерей художников и поэтов и разгадают загадку «чувашской мадонны».

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

5 класс

Народный праздничный костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Рассказ о чувашском праздничном костюме на основе образцов из коллекции музея и картин из постоянной экспозиции. (Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды).

Украшение орнаментом крупных форм народной одежды (кĕпе, сурпан, шупар, яркăч).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Народные праздничные обряды

Обряды и праздники чуваш. Исследовательская игра (на базе работ Н.К. Сверчкова, Ю.А. Зайцева, И.В. Дмитриева, А.И. Миттова).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Зачем людям украшения.

Чувашские традиционные женские и мужские украшения: символика орнамента, формы и цвета. Украшения как знак социальной роли хозяина. (На материалах из музейной коллекции. К занятию прилагается рабочая тетрадь).

Изготовление объемного украшения в  чувашском стиле.

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. (на материале сменных экспозиций музея).

ЧГХМ, ул. Калинина, 60

 

Возможные темы занятий для 6-7 классов (по договоренности).

6 класс.  ЧГХМ: Художественные материалы. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Образ человека – главная тема в искусстве. Портрет в скульптуре. Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж настроения. Природа и художник. Городской пейзаж.

ОРиЗИ: Великие портретисты прошлого. Пейзаж в русской живописи.

7 класс.  ЧГХМ: Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Стиль и направления в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

ОРиЗИ: Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

История одного шедевра
Герои Отечества в картинах из коллекции ЧГХМ
Независимая оценка качества услуг
Музейные педагогические программы
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Памятные даты военной истории Отечества