Тематические экскурсии в ЧГХМ

«Чувашские художники о братьях наших меньших» (45 минут).

Рассматривая картины, ребята узнают, какое место занимали животные в разные периоды истории. Что такое «скакать на перекладных»? Кто такой золотой телец? Почему «уставился как баран на новые ворота»? Откуда на Киремети конские черепа и почему лиса не боится художника Сверчкова? Что значит образ волчицы на картинах Праски Витти? На эти и многие другие вопросы получат ответ юные экскурсанты и создадут портрет домашнего любимца в технике оригами. (5-8 лет). 

«У природы нет плохой погоды» (45 минут).

За время экскурсии ребята вспомнят приметы всех времен года и увидят, как их изображают художники в разных жанрах. Они найдут ответ на вопросы «какого цвета небо?», «откуда берется радуга?», «как нарисовать дождь?» и на многие другие, поиграют в игры на смекалку, разгадают загадки и познакомятся со стихами Константина Иванова. (5-8 лет).

«Как работает художник?» (45 минут).

Ребята узнают, чем и на чем создают художники свои произведения, познакомятся с этапами создания картины – от разработки композиции, подготовительных набросков и этюдов до оформления в раму готовой работы. Подержат в руках настоящую палитру живописца, попробуют накладывать краску кистью и мастихином, рисовать углём и соусом, научатся различать акриловую и масляную живопись. (7-10 лет).

«Музыка и инструменты на полотнах чувашских художников» (20-45 минут).

Сокращенная форма занятия может стать первой частью интегрированного урока музыки. Ребята познакомятся с образами музыкантов, представленными в экспозиции, услышат, как звучат изображенные на картинах инструменты (пастуший рожок, пузырь, чувашская скрипка), как и о чем плачет невеста в ожидании жениха и послушают произведения чувашских композиторов. Мы расскажем о том, как связаны звук и цвет, а в конце попробуем нарисовать музыку. (7-12 лет).

«Как звучат картины?» (45 минут).

Эта экскурсия с завязанными глазами будет интересна и тем, кто бывал в музее не раз, так как позволит воспринять знакомые картины на слух. Образы любимых полотен будут складываться из шума дождя, шороха граммофонной иглы по пластинке, песни рожка и запаха спелых яблок, горечи красной калины, прикосновений к шероховатой поверхности дубовой коры, отшлифованного мрамора, холодящего металла. Поговорим о феномене синестезии – связи цвета и звука, цвета и осязательных ощущений и попробуем рисование вслепую. Подходит для детей с ограниченными возможностями по зрению. (7-15 лет).

«Когда бабушка была маленькой» (45 минут).

Рассматривая картины, ребята узнают, каким было детство в 50-60-е годы: как жилось молодым матерям, чем отличались «их» садики от современных, во что одевались и как проводили досуг, о чем мечтали, во что верили их бабушки, кем хотели стать, какой город их окружал. Подержат в руках октябрятскую звездочку и пионерский галстук, поиграют в активные игры тех лет и займутся тем же, чем дети 50-х на уроках труда. К занятию прилагается анкета-домашнее задание для самостоятельного исследования. (9-12 лет).

«Там, где нынче плещется вода» (45-90 минут).

В рамках сдвоенного занятия (первое – теоретическое, в школе) ребята увидят Чебоксары, какими они были до конца 70-х годов: рассмотрят старые карты и фотографии, познакомятся с названиями улиц и значимыми сооружениями (их запечатлели на рисунках и живописных полотнах художники), вспомнят, какие  из них сохранились и по сей день. А на занятии в музее, выполняя задания квеста, применят свои знания на практике. (7-9 класс).

«Нарспи» К.В. Иванова в творчестве чувашских художников (45-80 минут).

Образы знаменитой поэмы волновали художников на протяжении всего 20 века. Мы обратимся к историческим реалиям произведения, вспомним чувашские обычаи и обряды, о которых идет речь, рассмотрим, как воплощался образ авторами разных лет в графике, живописи, и скульптуре. Обязательно послушаем фрагменты из поэмы на чувашском и русском языках и (в развернутой версии занятия) в рамках судебного процесса решим, права или виновата была героиня К.В. Иванова. (12-16 лет).

«Мир чувашской свадьбы» (45 минут).

Рассматривая картины из постоянной экспозиции, поговорим о комплексе обрядов и обычаев, связанных с этим праздником, познакомимся с символикой традиционного костюма, украшений и орнаментов, послушаем песни, которые звучат на картинах Н.К. Сверчкова и И.В. Дмитриева, узнаем, о чем плачет «Невеста» М.С. Спиридонова. В конце ребят ждет творческое задание: правильно одеть жениха и невесту. (7-9 класс).

«Большие стили в чувашском изобразительном искусстве» (45-60 минут).

Как основные направления в искусстве XX века коснулись  художественной жизни нашей республики? Как отголоски модернизма повлияли на основателей профессионального изобразительного искусства? Как проявились в Чувашии соцреализм и суровый стиль? В каком направлении шили поиски национального в искусстве? Этнофутуризм, абстрактное искусство, философский импрессионизм, этнический авангард в индивидуальных стилях художников конца XX в. (9-11 класс).

Музейные педагогические программы
Международный конкурс детского творчества  «Красота Божьего мира».
«Ночь искусств»
Большой этнографический диктант
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Независимая оценка качества услуг
Памятные даты военной истории Отечества