Тематические экскурсии в ЧГХМ

«Чувашские художники о братьях наших меньших» (45 минут).

Рассматривая картины, ребята узнают, какое место занимали животные в разные периоды истории. Что такое «скакать на перекладных»? Кто такой золотой телец? Почему «уставился как баран на новые ворота»? Откуда на Киремети конские черепа и почему лиса не боится художника Сверчкова? Что значит образ волчицы на картинах Праски Витти? На эти и многие другие вопросы получат ответ юные экскурсанты и создадут портрет домашнего любимца в технике оригами. (5-8 лет). 

«У природы нет плохой погоды» (45 минут).

За время экскурсии ребята вспомнят приметы всех времен года и увидят, как их изображают художники в разных жанрах. Они найдут ответ на вопросы «какого цвета небо?», «откуда берется радуга?», «как нарисовать дождь?» и на многие другие, поиграют в игры на смекалку, разгадают загадки и познакомятся со стихами Константина Иванова. (5-8 лет).

«Как работает художник?» (45 минут).

Ребята узнают, чем и на чем создают художники свои произведения, познакомятся с этапами создания картины – от разработки композиции, подготовительных набросков и этюдов до оформления в раму готовой работы. Подержат в руках настоящую палитру живописца, попробуют накладывать краску кистью и мастихином, рисовать углём и соусом, научатся различать акриловую и масляную живопись. (7-10 лет).

«Музыка и инструменты на полотнах чувашских художников» (20-45 минут).

Сокращенная форма занятия может стать первой частью интегрированного урока музыки. Ребята познакомятся с образами музыкантов, представленными в экспозиции, услышат, как звучат изображенные на картинах инструменты (пастуший рожок, пузырь, чувашская скрипка), как и о чем плачет невеста в ожидании жениха и послушают произведения чувашских композиторов. Мы расскажем о том, как связаны звук и цвет, а в конце попробуем нарисовать музыку. (7-12 лет).

«Как звучат картины?» (45 минут).

Эта экскурсия с завязанными глазами будет интересна и тем, кто бывал в музее не раз, так как позволит воспринять знакомые картины на слух. Образы любимых полотен будут складываться из шума дождя, шороха граммофонной иглы по пластинке, песни рожка и запаха спелых яблок, горечи красной калины, прикосновений к шероховатой поверхности дубовой коры, отшлифованного мрамора, холодящего металла. Поговорим о феномене синестезии – связи цвета и звука, цвета и осязательных ощущений и попробуем рисование вслепую. Подходит для детей с ограниченными возможностями по зрению. (7-15 лет).

«Когда бабушка была маленькой» (45 минут).

Рассматривая картины, ребята узнают, каким было детство в 50-60-е годы: как жилось молодым матерям, чем отличались «их» садики от современных, во что одевались и как проводили досуг, о чем мечтали, во что верили их бабушки, кем хотели стать, какой город их окружал. Подержат в руках октябрятскую звездочку и пионерский галстук, поиграют в активные игры тех лет и займутся тем же, чем дети 50-х на уроках труда. К занятию прилагается анкета-домашнее задание для самостоятельного исследования. (9-12 лет).

«Там, где нынче плещется вода» (45-90 минут).

В рамках сдвоенного занятия (первое – теоретическое, в школе) ребята увидят Чебоксары, какими они были до конца 70-х годов: рассмотрят старые карты и фотографии, познакомятся с названиями улиц и значимыми сооружениями (их запечатлели на рисунках и живописных полотнах художники), вспомнят, какие  из них сохранились и по сей день. А на занятии в музее, выполняя задания квеста, применят свои знания на практике. (7-9 класс).

«Нарспи» К.В. Иванова в творчестве чувашских художников (45-80 минут).

Образы знаменитой поэмы волновали художников на протяжении всего 20 века. Мы обратимся к историческим реалиям произведения, вспомним чувашские обычаи и обряды, о которых идет речь, рассмотрим, как воплощался образ авторами разных лет в графике, живописи, и скульптуре. Обязательно послушаем фрагменты из поэмы на чувашском и русском языках и (в развернутой версии занятия) в рамках судебного процесса решим, права или виновата была героиня К.В. Иванова. (12-16 лет).

«Мир чувашской свадьбы» (45 минут).

Рассматривая картины из постоянной экспозиции, поговорим о комплексе обрядов и обычаев, связанных с этим праздником, познакомимся с символикой традиционного костюма, украшений и орнаментов, послушаем песни, которые звучат на картинах Н.К. Сверчкова и И.В. Дмитриева, узнаем, о чем плачет «Невеста» М.С. Спиридонова. В конце ребят ждет творческое задание: правильно одеть жениха и невесту. (7-9 класс).

«Большие стили в чувашском изобразительном искусстве» (45-60 минут).

Как основные направления в искусстве XX века коснулись  художественной жизни нашей республики? Как отголоски модернизма повлияли на основателей профессионального изобразительного искусства? Как проявились в Чувашии соцреализм и суровый стиль? В каком направлении шили поиски национального в искусстве? Этнофутуризм, абстрактное искусство, философский импрессионизм, этнический авангард в индивидуальных стилях художников конца XX в. (9-11 класс).

История одного шедевра
Герои Отечества в картинах из коллекции ЧГХМ
Независимая оценка качества услуг
Музейные педагогические программы
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Памятные даты военной истории Отечества