Моисей Спиридонов — это наше всё!

Моисей Спиридонов — это наше всё!

У истоков музейного дела Чувашии стоял Моисей Спиридонович Спиридонов (1890-1981) - живописец, график, художник-педагог, исследователь чувашского народного орнамента. Он окончил Казанскую художественную школу (ученик Н.И. Фешина) и Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 1918 году вернулся на родину, где работал над созданием профессиональной творческой организации, заложил основы художественного образования и музейного дела.

В 1921 году при его непосредственном участии в Чебоксарах был организован Центральный чувашский музей, в котором Моисея Спиридоновича назначили заведующим художественным отделом.

 
Чувашский центральный музей в начале 1920-х (ул. К. Маркса, 68). Фотография из фондов Чувашского национального музея.

Коллекция ИЗО сформировалась на основании предметов, поступивших из «Государственного музейного фонда». Среди них были произведения И.И. Шишкина, К.Е. Маковского, А.Д. Кившенко, Н.С. Третьякова, мейсенский и севрский фарфор, мраморная и бронзовая западноевропейская скульптура.

 
Одна из первых экспозиций Центрального чувашского музея, отдел ИЗО. Фотография из фондов Чувашского национального музея.

«В числе первых поступлений в музей оказалось небольшое, сильно загрязненное полотно. Отмыли, отчистили его и ахнули: пред нами предстали «Одуванчики» И.И. Левитана. Как эта картина оказалась в Чебоксарах, я так и не сумел выяснить, однако думаю, что интерес к художественной жизни страны поддерживался здесь издавна» — М.С. Спиридонов.

 
Исаак Ильич Левитан. Одуванчики. 1889 г. холст, масло. 59 х 42,5. ЧГХМ КП-42

Моисей Спиридонович проделал большую работу по созданию в музее коллекций народного искусства: вышивки, украшений и резьбы по дереву. В голодные годы в Поволжье это было непросто – предметы народного творчества люди обменивали на муку и другие нехитрые продукты питания, и эти вещи навсегда покидали республику. Однако мука для приобретения шедевров отпускалась и музею, благодаря чему они все же попали в коллекцию.

Будучи активным членом АХРР, а затем Союза художников, Спиридонов организовывал крупные выставки – к 10-летию Октябрьской революции (1927), к 10-летию и 15-летию Чувашской автономии (1930 и1935 гг.). Экспозиция последней включала более 500 произведений 40 авторов из Чебоксар, Москвы, Горького, Казани, Харькова. По завершении выставки осталось большое количество невостребованных авторами произведений, нужно было их где-то хранить.

 
Актив Союза художников Чувашской АССР. 1935 г. М.С. Спиридонов – первый слева в нижнем ряду. Фото из собрания ЧГХМ хранится в музее-квартире М.С. Спиридонова в Чебоксарах.

Центральный чувашский музей с 1930 г. располагался в бывшей Успенской церкви и места там явно не хватало: сырое темное помещение не только «поглощало эффект музейного показа», но и ставило под угрозу сохранность масляной и темперной живописи. Это активизировало действия по созданию нового музея художественного профиля.

 
Успенская церковь в 1931 году. Снесена глава на центральном куполе и шпиль на колокольне. В часовне при церкви работал киоск Союзпечати. В конце 1933-го, начале 1934-го годов колокольня, часовня, западные и южные ворота были разобраны. (По материалам сайта etoretro.ru)

Художники и сотрудники Центрального чувашского музея начали кампанию за превращение отдела ИЗО в самостоятельное учреждение. В 1937 году в газете «Красная Чувашия» было опубликовано письмо о необходимости создания «художественной галереи»…

«Отцы-Основатели!»
Осторожно, грипп!
Работа в России
«Он сказал: “Поехали”!»
Гранты России
«Чебоксары: от прошлого к настоящему. 1469-2019»
2019 год – Год театра в России
Независимая оценка качества услуг
Послание Президента Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики