«Спаситель галереи»

 

««Спаситель галереи»

Судьба художественной коллекции музея была тесно связана с именем Григория Даниловича Данилова (1883-1966).

 
Г.Д. Данилов. Фотография из ГАСИ ЧР. Ф. 2741/1527. Оп. 7. Д. 72. Л.1

Живописец, плакатист, выпускник Казанской художественной школы (1911), с момента создания Центрального чувашского музея он значится в числе сотрудников (в должности ученого секретаря). В 20-30-е гг. Григорий Данилович принимает активное участие в археологических экспедициях по Чувашии.

 
На этой фотографии из фондов Национального музея Чувашии Г.Д. Данилов за работой, рядом с директором музея М.П. Петровым (Тинехпи).

Данилов становится первым научным сотрудником еще не открывшейся галереи, вместе с А.Д. Демидовым занимается оформлением первой экспозиции (за что получает правительственную благодарность). Водит многочисленные экскурсии, устраивает беседы со зрителями, участвует в организации передвижной выставки чувашских художников, которую посетили более 4 тыс. человек по всей республике.

В начале 1941 года Григория Даниловича посылают на курсы реставраторов в Ленинград, и начало войны застает его не дома. А уже в июле, на основании директивного письма Комитета по делам искусств при СНК СССР, художественная галерея должна была приступить к консервации своего собрания, и эта сложнейшая задача легла на плечи единственного оставшегося сотрудника.

В конце июля 1941 года был получен приказ об освобождении в трехдневный срок Введенского собора для Управления промторговли. Все предметы собрания нужно было перенести в Успенскую церковь. Там же должны были разместить и экспонаты Краеведческого музея.

«Вот мы таскали, таскали, таскали… все предметы собрали в одну комнату на 3 этаже, даже представить трудно, а нам хранить и наблюдать», — пишет Григорий Данилович в своих воспоминаниях.

Почти весь август и сентябрь велась работа по размещению, развеске и систематизации экспонатов. Были зафиксированы все царапины, вмятины, осыпи красочного слоя. Несмотря на все старания, из-за спешки в разной степени пострадало большое количество экспонатов.

С конца сентября вести нормальное наблюдение за хранящимися произведениями стало невозможно: первый этаж Успенской церкви занял склад воинской части. Доступ к экспонатам был чрезвычайно затруднен, лишь изредка, всего на 5-10 минут и только после убедительных просьб сотрудников обоих музеев пропускали в хранилище. Получить постоянный пропуск долго не удавалось, а произведения нуждались в присмотре: угрожали их сохранности сырость неотапливаемого помещения и сквозняки из поврежденных окон.

В период консервации галерея продолжала свою деятельность по пропаганде изобразительного искусства, проводя выставки местных и эвакуированных художников. Устраивались они в помещении Академического драматического театра.

 
Афиша выставки 1943 года. Годом раньше вход на выставку был бесплатный, правда, работала она всего 3 часа в день — с 14.00 до 17.00, что вызывало величайшее негодование зрителей. Хранится в Мемориальном музее-квартире М.С. Спиридонова в Чебоксарах.

Последний год войны можно считать вторым рождением галереи после трех лет ее консервации. Поскольку Введенский собор в 1944 году стал действующим, галерее было предоставлено двухэтажное здание по ул. Р. Люксембург – бывший дом Бонэ, построенный в начале XIX века. Около двух месяцев потребовалось, чтобы привести в порядок помещение и создать экспозицию.

 
Здание на ул. Розы Люксембург, в котором галерея располагалась в 1944-1970 годах. Из собрания ЧГХМ.

Благодаря самоотверженной заботе Г.Д. Данилова экспонаты уцелели и находились в неплохой сохранности. В июне 1945 г. Г.Д. Данилов был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

"Тот счастлив, кто имеет веру..."
Лето с музеем
Народный контроль
«Отцы-Основатели!»
Гранты России
«Чебоксары: от прошлого к настоящему. 1469-2019»
2019 год – Год театра в России
Независимая оценка качества услуг
Послание Президента Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики