Экспозиция русского и зарубежного искусства

Зал иконописиКоллекция зарубежного и русского искусства экспонируется в купеческом особняке постройки 1911 года, принадлежащем до Октябрьской революции Федору Ефремову- младшему сыну богатого и очень известного в свое время, и не только в Чебоксарах, купца Прокопия Ефремовича Ефремова. Это здание, перешедшее к музею в 1971 году, является, пожалуй, единственным из сохранившихся в Чебоксарах памятников архитектуры стиля модерн.

 

Экспозиция начинается с коллекции православного (древне-русского) изобразительного искусства, основанием которой послужили тринадцать предметов, переданные в апреле 1928 года Чебоксарским религиозным обществом. Далее, она пополнилась небольшим поступлением из закрытого в 1939 году, но вновь открытого в годы войны, Введенского собора; в 1951 году в количестве шестидесяти - из Республиканского краеведческого музея, куда они периодически поступали из закрываемых с 1930-х годов местных церквей. Затем, коллекция росла благодаря экспедициям по районам Республики и единичным приобретениям у частных лиц. В 1990-х годах многое из накопленных фондов было передано Епархии. В настоящее время в оставшуюся коллекцию входят произведения иконописи XVI-XIX веков, в том числе подписные и датированные иконы XIX века, среди которых и работы местных иконописцев А. Рукавишникова и Ф. Соколова; также -фрагменты скульптурного убранства иконостасов, предметы культовой металлопластики конца XVII-XIX веков (кресты, иконы, складни) и отдельные образцы книгопечатания: это старопечатные книги XVII-XVIII веков, печатные церковные книги XIX-XX веков Синодальной, Единоверческой типографий или Московских старообрядческих книгопечатен. Иконописные произведения, в большинстве своем, прошли реставрацию в Москве, в Центральных государственных реставрационных мастерских имени академика И.Э. Грабаря.
Иконопись - выразитель духовной и культурной жизни православного народа. Начиная с XIV века она стала, по отношению к стенописи, приоритетной. В историческом аспекте искусство иконописи представляет собою огромный пласт в развитии отечественной изобразительной культуры, являя неразрывное единство догматического учения, молитвенной практики и художественного творчества. Следуя образцам исполненного на загрунтованных досках византийского темперного письма русская иконопись стилистически видоизменялась. В XVII веке в ней доминировали три направления: первые два возникли еще в XVI веке и свое название приобрели от имён заказчиков, это -годуновское письмо, представители которого следовали старым, традиционным образцам, и строгановское - миниатюрное, изысканное, малоформатное письмо, исполненное по золотому фону в изящной манере с ювелирной отточенностью деталей. Наконец, третье направление возникло во второй половине XVII века под влиянием западно-европейской живописи. Центром его стали иконописные мастерские Оружейной палаты Московского кремля. Последователи этого направления стали использовать светотеневую моделировку и вводить в изображение бытовые подробности реальной жизни. Все три направления просуществовали вплоть до XX века размерам произведений, вызывает чувство радости и благоговения перед великолепием образов, звучностью красок, перед сиянием киновари, охры, позолоты, перед удивительным мастерством писцов прошлого. Среди них архаику годуновского письма характеризует "Тихвинский образ Богоматери с чудесами", также иконы "Спас Нерукотворный" и "Иоанн Предтече-Ангел пустыни", а новые тенденции -"Касперовский образ Божьей матери" и иконы праздничного цикла - "Благовещание" и "Живоносный источник". В двух последних явно прослеживаются стилистические черты искусства барокко. Особой утонченностью живописного языка отмечен образ Святителя Николая Чудотворца Мирликийского с Никейским чудом, а также ряд других небольшого формата икон и, в частности, икон строгановского письма: "Покров пресвятой Богородицы" и "Вознесение с 28 праздниками и страстями Христовыми". Завершают экспозицию произведения ярославского письма XVIII века редкой, неканоничной иконографии: "Процветшее древо Креста или плоды страданий Христовых", исполненное в старой манере и отражающее основные положения Евангелия, а также написанный на холсте "Образ Благоверного царевича Димитрия со сценами его убиения". Крупная фигура царевича в рост представлена на фоне Царицына двора Угличского кремля, на котором размещены миниатюрные изображения определённого сюжета с текстовым сопровождением. В них последовательно рассказывается о событии 15 мая 1591 года - насильственной смерти сына Ивана IV -царевича Димитрия, и расправе угличан с убийцами. Это - один из бытовавших в ярославском Поволжье 12 известных списков, протографом которым послужила икона-картина бабки Михаила Романова (1596-1645,с 1613-царь) Марии Шестовой (Шустовой, Шестуновой), сосланной Борисом Годуновым в 1601 году в Чебоксарский Никольский монастырь. В "Казанских губернских ведомостях", в связи с художественной выставкой 1890 года, чебоксарский список назван "редкой исторической картиной" и сообщается, что она всегда находилась в алтаре храма (кладбищенского, во имя Иоанна Предтечи -Л.С.), потому что поместить её на поклонение верующим внутри церкви было, с точки зрения церковников, не совсем удобно, ибо этот памятник выпадает из иконографии св. Димитрия Углицкого сугубо светским содержанием. В XX веке исследователем Б.В. Сапуновым памятник был отнесён к "прото парсуне" (первопарсуне). "Парсуна" (искаженное "персона") - светское изображение не причисленного к лику святых знатного человека, появилась в конце XVI века наряду с канонизированными церковью образами исторических лиц. В овальном портрете Натальи Кирриловны Нарышкиной (1651-1694), матери Петра I, неизвестным художником XVIII века при весьма творческой переработке сохранены некоторые пластические особенности прототипа "парсунного письма" XVII столетия.
XVIII век для России знаменуется большими достижениями в области искусства, которое выходило на общеевропейские пути развития, изменив содержание, жанровую структуру, характер и средства художественного выражения. Это был период интенсивного развития светской живописи, причем наибольшее распространение получает именно портретный жанр. Значительные достижения в этой области, приравненные к европейским, относятся ко второй половине столетия, с его искуссЭкспозициятвом правдивого и поэтического раскрытия образа человека в духе просветительского понимания. Таков "Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской, урождённой княжны Куракиной" (из бывшего собрания А.Б. Лобанова-Ростовского), написанный Ф.С. Рокотовым (1732/35-1808) в Москве в середине 1770-х (воспроизведён в журнале "Старые годы" 1910, апрель). Следующий, изумительный по живописным достоинствам и эмоциональной характеристике "Портрет Павла I" был создан В.Л. Боровиковским (1757-1825) в начале 1798 года, когда художник помогал Д.Г. Левицкому (1735-1822) справиться с большим заказом, поступившим от членов Массонской ложи. Портрет Великого князя Константина Павловича этой же кисти был написан по заказу Малого Двора в 1795 году в двойном экземпляре (второй - в Гатчине). За выполненную работу Боровиковский получил звание академика живописи. Наш экземпляр, не востребованный Двором, хранился у художника, потомки которого в начале 1900-х принесли его в дар Русскому музею Императора Александра III.
Более значительным по количеству произведений и имен художников является собрание русского искусства 19 века. Для первой его половины в русской живописи наблюдается сложное переплетение черт высокого классицизма, ярко выраженного романтизма и реалистических тенденций. Поиски героического и возвышенного сочетаются с желанием передать живой трепет человеческой души, быть жизненно-правдивым, что соответствовало общей демократизации культуры. В творчестве выдающегося художника этого времени В.А. Тропинина (1776-1857) нашел отражение возвышенно-поэтический стиль портретистов XVIII века. Его героям также свойственна лирическая задушевность, сдержанность чувств и нравственное достоинство. Написанный им в 1825 году портрет сестры - Анны Андреевны Тропининой (в замужестве Карабаш), крепостной до 1829 года графа Моркова, - одно из лучших творений мастера. Именно в 20-е годы его портретная живопись стала особенно мастеровитой и колористически богатой. Две другие работы созданы позднее - это небольшой "Этюд девочки" (1831) к портрету В.И. Ершовой с дочерью и этюдного характера портрет А.А. Сапожникова (1850).
Яркий представитель романтизма, рожденного антинаполеоновскими войнами, А.О. Орловский (1777-1832), будучи поляком, провёл значительную часть жизни в России. Его "Всадники" опередили по времени творения Т. Жерико, а батальные композиции отразили его свободолюбивый нрав.
О творчестве К.П. Брюллова (1799-1852), как об известном авторе замечательной портретной галереи, напоминает небольшой этюд девичьей головки 1830-х годов, написанный с Ю.П. Самойловой, о чем свидетельствует надпись 1931 года, сделанная внуком художника - профессором Б.П. Брюлловым.
Романтическая интерпретация природы с правдивой передачей местности отчетливо видна в морских пейзажах И.К. Айвазовского (1817-1900). Пейзаж "Бухта "Золотой рог". Турция" был написан по карандашным зарисовкам и впечатлениям, полученным в период, когда в конце апреля 1845 года Айвазовский отправился с экспедицией под начальством выдающегося мореплавателя и ученого Ф.П. Литке к берегам Турции, Малой Азии и островов Греческого архипелага. В ночной марине художник с иллюзорной точностью создал живописный образ природы - сияние луны, легкость и прозрачность облаков и особые эффекты лунного света, ослепительно сияющего лунной дорожкой на штилевом море. В творчестве другого крупного мариниста и баталиста А.П. Боголюбова (1824-1896), как и в творчестве Л.Ф. Лагорио (1827-1905), развитие реалистического пленэрного пейзажа сочеталось с тяготением к академическим традициям пейзажа "большого стиля". Именно таковым является пейзаж Боголюбова "Берег Вико. Италия", написанный .им в 1855 году, в период пенсионерства от Академии художеств.
Достижения русской пейзажной живописи XIX века имеют мировое значение и непреходящую ценность. К 60-м годам в пейзажной живописи сложились различные принципы эстетического отношения к природе, нашедшие своё продолжение в 70-е и последующие годы. Наряду с отражением социальной действительности или, напротив, обращением к традициям романтизма с их монументализацией пейзажных образов, появилось стремление передать поэзию обычных скромных видов родной природы. Об этих тенденциях можно судить по этюдам "Ледоход на Волге"(1871) В.К. Саврасова (1830-1897) и "Лесная речка" И.И. Шишкина (1832-1898) - автора также замечательных, виртуозно исполненных офортов. Далее, можно судить и по таким работам как "Пейзаж"(1864) В.В. Трескина, "Родник" Г.Г. Мясоедова (1834-1911), "Наводнение в деревне"(1872) А.И. Мещерского (1834-1902), "Мостик" С.Н. Аммосова (1837-1886). Несколько особняком в пейзажной живописи стоит художник-новатор А.И. Куинджи (1842-1910). Его различного периода этюды имеют как пленэрное - "Радуга" (1870-е), "Море. Крым" (1880-е), так и декоративное решение -"Закат", "Лес" и "Снежныевершины" (1890-е).
Рубеж 1860-70-х годов ознаменован организацией Товарищества передвижных художественных выставок, подхватившего демократические тенденции предыдущих лет. Художники этого объединения стремились приблизить искусство к народу путём достоверного, глубоко общественного содержания своих произведений, а также с помощью организации ежегодных передвижных художественных выставок. Идейный вождь Товарищества И.Н. Крамской (1837-1887) призывал художников к правдивому отображению действительности. Как портретист он достигал в своих произведениях психологической выразительности и особой объективности. Тому пример исполненный художником в 1881 году портрет Густава Гирша (1838-1907), лейб-хирурга Александра III (1845-1894) и Николая II (1868-1918).
Живейшее участие в организации и деятельности Товарищества принимал и выдающийся художник 1860-х и 1870-х годов В.Г. Перов (1834-1882). К 1876 году относится его портрет П.И. Николаева, председателя Земской управы Владимирской губернии. Портрет отличает правдивая простота характеристики, строгая сдержанность, даже аскетичность колористического и композиционного решения. К жанру развитого в XIX веке типологического портрета можно отнести такие работы, как "Девочка" А.А. Харламова (1840-1922), в которой явственно проступают черты салонного сентиментализма; "Дворецкий"(1879) СИ. Грибкова (1820-1893) и "Барыня"(1909) В.Е. Маковского (1846-1920) с их иронично-сатирической, "передвижнической" характеристикой персонажа. Сюда же можно отнести и "Женскую головку" Н.Е. Рачкова (1829-1895), выпускника, а затем и преподавателя Арзамасской художественной школы А.В. Ступина (1776-1861). Этот образ мило улыбающейся девушки из простонародья послужил автору материалом для картины "У ворот" (1871). В эти же, 1860-е и 1970-е. годы особенно широкое развитие получил бытовой жанр, отражавший в социально-обличительном или повествовательно-изобразительном аспекте жизнь различных слоев общества. Из жанровой живописи обращает на себя внимание картина А.А. Румянцева (7-1907) "Смотрины", в которой очень живо, с легким юмором показаны различные ситуации этой процедуры. С большой теплотой народная жизнь отражена и в небольшой картине В.Е. Каллистова (1839-?)"Продажа кваса" (1862) . Автор картины "В господском доме"(1879) А.Ф. Протопопов (1834-1893) сочувствует двум горожанкам, заждавшимся приёма господина в его прихожей. Жанровый характер несет в себе пейзаж Л.Л. Поплавского (1852-1885) "Сенокос", где великолепие природы соединено с моментом отдыха уставших людей.
Однако, несмотря на широкое распространение реалистических и национально-патриотических тенденций, в течение всего XIX века в искусстве имело свое продолжение классицистическое, или академическое направление, исходящее из метода обучения и идейно-эстетических установок Императорской Академии художеств. Ярким примером тому является крупное по формату и весьма значительное по профессиональным качествам полотно А.Д. Кившенко (1851-1895) "Самсон и Далила" (1876), исполненное им за год до окончания Академии. Примером академически-салонного направления является небольшого формата, виртуозно, до иллюзорности убедительно написанная картина "Помпея. У стен" (1885) С. Бакаловича (1857-1947), а также исполненный в русле большого стиля "Итальянский пейзаж" (1898) И.А. Вельца (1866-1926). В.Д.Поленов (1844-1927), стремясь в 80-х годах к большому искусству, задумал написать картину "Христос и грешница" (1888), в связи с чем отправился путешествовать по странам Ближнего Востока. В 1882 году он посетил Галилею в Северной Палестине, где и были написаны этюды "ГораЭрмон", "Оливковый сад в Гефсимании" и "Развалины дворца в Палестине". В этих небольших и совсем крошечных холстах очень тонко переданы тональные и колористические особенности каждого изображенного мотива. Своим творчеством Поленов направил развитие русской живописи по пути пленэризма. В этом плане он оказал влияние и своей преподавательской деятельностью, будучи наставником для многих художников, в том числе для И.И. Левитана (1860-1900) - этого удивительного "поэта русской природы", как сказал о нем другой ученик Поленова -Константин Коровин. Этюд "Дуб на берегу реки" был написан Левитаном весной 1887 года в его первую поездку на Волгу, в Васильсурск, расположенного возле устья Суры. Следующие поездки на Волгу состоялись в последующие три года, и уже это был Плёс. Именно здесь, в 1889 году был написан натюрморт "Одуванчики". В этот период художник разрабатывал свою "теорию" пленэрной тональной живописи с тонкими переходами света при неярком освещении. Одуванчики, еще желтые цветущие, и ставшие беловатыми шариками - отцветшие, стоят в высокой глиняной кринке, - вот и весь натюрморт. Наш взгляд сосредоточен только на них - на этих скромных цветах, провозвестниках лета, а сама живопись - сдержанная, неброская, в приглушенной гамме ещё более подчеркивает заложенную здесь идею красоты и поэтичности обыкновенного. Видимо, в одну из поездок в эти же места был написан не датированный пейзаж "Летний вечер. Река", в котором уже очень хорошо выявлены черты реалистического пейзажа -настроения, ставшего характерным не только для творчества Левитана, но и для других пейзажистов конца 1880-х и 1890-х годов.
Последнее десятилетие 19 века и начало следующего характеризуются множественностью художественных течений, поиском новых формальных приёмов, стремлением к чистоте и звучности палитры. Даже реализм перестал быть единой системой. Очень корпусно написаны картины Н.Н. Дубовского (1859-1918) "Жатва"(1906) и "Море"(1903), а также небольшой этюд А.Е.Архипова (1862-1930) "Украинские хаты". В манере широкого мазка - его же "Северная деревня" (1900-е), построеннная на соотношении различных оттенков серого цвета, а также картины А.С. Степанова (1858-1923) "Приезд учительницы в деревню" и СВ. Иванова (1864-1910) "Старик". Дух французской живописи впитал Д.А. Щербиновский (1867-1926), будучи в 1897-1900 годах пенсионером в Париже. Здесь им был написан портрет лежащей на диване Рене - актрисы Гранд Опера, и в экспрессивной манере - "Кафе в Париже". Тем не менее, верен прежним, устоявшимся традициям В.П. Батурин (1963-1938) - "Горный пейзаж. Дорога в Крым".
Величайший мастер исторической живописи В.И. Суриков (1848-1916) во время своих поездок писал этюды, не всегда связывая их с будущей картиной. Об одном из посещений родины говорит его этюд "Енисей", а об отдухе в Крыму - малого размера, звучный по цвету портрет двадцатилетней Зинаиды Хаминовой (1908), знакомой художника по Москве, внучки купца, тайного советника, городского головы и попечителя нескольких учебных заведений в Иркутске И.С. Хаминова (1817-1884).
В поздний период творчества, живя в Куокколе, И.Е. Репин (1844-1930) написал на небольшой дощечке портрет мецената Н.В. Делярова (1910), отразив свою тягу этого времени к нарядности колорита: черный сюртук модели прикрыт красной узорчатой шалью.
Импульсивность, эскизная широта, и насыщенность цвета - яркие качества полотен К.А.Коровина (1861-1939). В портрете "Дама в кресле" (1921) широкая, свободная манера письма преисполнена той особой прелести незавершенности, которая была так свойственна для пленэрно-импрессионистического творчества художника. Коровин выступает как очарованный созерцатель, восхищенный красотой и радостью момента -этим удивительным солнечным светом, который преобразил обыденный мир и продиктовал благородную цветовую гамму, построенную на соотношениях теплых тонов. Внутренний восторг художника выражался, видимо, не только живописно, но и вербально, он явно шутил, веселя свою модель. Дама в кресле (Л.Ф. Шаляпина - Л.С.) улыбается, эмоционально вливаясь в общее радостное звучание летнего дня. Та же импульсивность, даже размашистость живописного мазка, но при основательной, лессировочной лепке формы лица модели характерны для творчества казанца, репинского ученика, портретиста Н.И.Фешина (1861, Казань -1955, Лос-Анжелес). Эти качества уже прослеживаются в его ранних, периода учебы, работах, связанных с Чебоксарами. Это портреты родственников: Ивана Сергеевича (1906), Марии Трофимовны (1906) и Алёши (1904) Тепловых, также "Портрет чувашского мальчика", "Барабанщик", "Пузырист", "Сваха" (1901-1908), и маленькие картоны уже периода его преподавательской деятельности (1908-1923) - "Дама в черном" и "Натурщица". В пейзаже "Осень" (1901-1908), в одном из немногих для Фешина, в экспрессивной манере изображён сверкающий лужами, очень скромный, но прекрасный в своём выражении осенней грусти сельский мотив Заволжья.
В раннем творчестве В.А.Серова (1865-1911) пейзаж занимал место, равное портрету. Его восприятие человека и природы в этот период проникнуты живым поэтическим переживанием. Простые по мотиву пейзажи Серова передают тишину, запустение, но и великую гармонию скромной, неповторимо русской природы. Таков "Летний пейзаж с церковью", исполненный художником в традиционной, сугубо реалистической манере в 1891 году, в одну из совместных поездок с Коровиным по старорусским городам и весям. Другой, необычайно выразительный в эмоциональном плане пейзаж -"Дуб в Домотканове", уже написан широко, большими плоскостями, без детализации объектов. По стилистике исполнения он принадлежит уже тому периоду 90-х годов, когда Серов ищет пути к монументальному стилю, к значительности образного содержания. Характерная для многих художников 1890-х-начала 1900-х годов тяга к поэтическим, часто вымышленным образам по своему ярко проявила себя в творчестве В.Э.Борисова-Мусатова (1870-1905). Полон прозрачного света и ощущения особой нежности его небольшой девичий портрет "На диване"(1901).
Новый круг тем и художественных представлений внесли в творческий процесс деятели "Мира искусства", обратившиеся к забытым традициям как отечественной культуры, так и к наследию древнего Востока и современного им Запада. Героиня К.А. Сомова (1869-1939)"Спящая молодая женщина" (1909) олицетворяет "галантный" XVIII век с его эстетикой и нравами. "М.Г. Направник" (портрет невестки композитора Э.Ф. Направника) выполнен З.Е. Серебряковой (1884-1976) в конце 1900-х технически близко к XVIII веку, и лишь общий антураж говорит нам об эпохе его создания. В темпере "В ночь под Ивана Купала"С. Судейкина (1882-1946) кружат в хороводе призрачные фигуры всякой нечисти. В декоративном, театрализованном по форме большом полотне Б.М. Кустодиева (1878-1927) "Крестный ход" (1915) в его фризообразном движении участников с иконами и хоругвями осенён двойной радугой. В тонкой нюансировке цвета сочно написан "Старик-натурщик" (1894) и импрессионистически, в звучных голубых тонах - "Дугино. Восход солнца" (1904)И.Э. Грабаря (1871-1960). Приметы французского постимпрессионизма видны в раннем произведении К.С. Петрова-Водкина (1878-1939) - "Семья кочевника" (1907) и уже своя, индивидуальная стилистика обобщений - в портрете "Желтое лицо"(1921). Период первой трети XX века для большинства художников, входивших в другие творческие объединения, был продолжением поисков новых путей развития изобразительного искусства. Пример тому "Союз русских художников"(1903-1923), с 1924 - "Четыре искусства", и ряд других. Их выставки объединяли различных художников-реалистов, ставивших перед собой задачи раскрепощения и обновления изобразительной формы. Таковыми были Л.В.Туржалский (1875-1945) - "Лошади на дюнах", С. Жуковский (1873-1944) - "Пейзаж у мельницы" (1904-1905), К.Ф. Юон (1875-1958) -"Торжок" (1914), Н.П. Крымов (1884-1958) - "Весна"(1910-е), К.И. Горбатов (1876-1945, Берлин) - "Беляны" (1914), саратовец А.И. Кравченко (1889-1940) - "Деревня" и его же -"Бенарис. Полдень" (1914). Подчеркнуто графично в профильном ракурсе дана полуфигура скрипача С.Г. Шорав темпере (1911-1914) Н.Я. Симонович-Ефимовой (1877-1948). Очень фактурно, в светлой утренней гамме исполнены "Берёзы" А.Ф. Гауша (1873-1947), а в красочной и теплой - "Март" (1914) A.M. Герасимова (1881-1963) и уже просто пастозно - его же "Женский портрет" (1912).
Разнообразен по формальным приемам в своих ранних работах 1906-1916 годов первый профессиональный художник чувашского происхождения, профессор Харьковского художественного института - А.А.Кокель (1880, село Тарханы, Симбирской губ. - 1956, Харьков). Нам принадлежат его работы периода учебы в Академии художеств (1904-1912). Это живописные зарисовки обнажённой натуры, пейзажи, а также крупноформатная конкурсная работа "В чайной" (1912) и этюды к ней, за которую он был удостоен командировки в Италию, отмеченную в музейном собрании несколькими этюдами.
В отдельную рубрику "Русские художники о Чувашии" вошли работы художников разных поколений. В.П. Бычков (1877-1954) приезжал в наш город в 1906-1916 годах: "Чуваши в Чебоксарах", этюды "На базаре", "У карусели" и ряд других. Ассоциация художников революционной России (АХРР) ставила задачу разрешения новой тематики, отражающей современную жизнь народов России. Её посланниками 1927 года в Чувашии были: Г.Г. Ряжский (1895-1952) - "Портрет чувашской учительницы", "Натюрморт с бутылкой", "Автопортрет", Н.С. Козочкин -"Стирка белья", Ф.С. Богородский (1895-1959) - "Беспризорники", "Чувашская семья", "Пионеры в Чебоксарах". В какой-то степени этой же теме принадлежит портрет П.Т. Кориной, выполненный Н.А. Пешковой (невестка A.M. Горького) в 1937, и приобретённый у её дочери Марфы Максимовны в 1976 году. Изображённая в чувашском народном костюме Прасковья Тихоновна Корина (1900-1990)?, жена Павла Дмитриевича Корина (1892-1967) и известный художник-реставратор, была родом из чувашской деревни Уфимской губернии, но уже с раннего детства обучалась в Москве, в Марфо-Мариинской обители, основанной Великой княгиней, женой четвертого сына Александра II - Сергея, Елизаветой Фёдоровной - женщиной самоотверженной и трагической судьбы. Фонды западно-европейского искусства составляет небольшая коллекция произведений скульптуры и живописи известных и неизвестных художников Франции, Фландрии, Голландии, Англии XV, XVII, XIX веков, которые весьма разрозненны и в купе не представляют единой картины развития искусства этих стран. Кроме того, большинство из них не имеют авторства и отнесены лишь к определенным школам. По сути этим разделом еще предстоит серьёзно заниматься. Упомянем лишь те, которые вошли в экспозицию данного раздела.
Среди произведений скульптуры особый интерес вызывают своей исторической достоверностью и художественной выразительностью бронзовые бюсты "Китаец" и "Рабыня", олицетворяющие собою Азию и Африку. Они являются предварительными работами известного французского скульптора Жана-Батиста-Карпо (Jean-Baptiste Carpeaux (1827-1875)) к созданной им в 1867-1872гг. скульптурной группе "Четыре части света" для фонтана площади Обсерватории в Париже. Оба скульптурных образа наделены экспрессивной динамикой поворота головы по отношению к плечевому поясу. Настороженно обернулся китайский юноша-воин с характерным лицом и длинной косой на затылке. Его зоркий взгляд преисполнен сосредоточенного внимания и тревоги. Образ чернокожей рабыни напоминает нам, что Африка весьма длительное время была плацдармом бесправной рабочей силы. Африканка, судя по ракурсу её головы, стоит на коленях, её обнажённые плечи и грудь обхвачены веревкой, а мимика лица выражает физические и моральные муки человека, лишенного свободы. Настенная, небольшого размера скульптура "Галл" (Gaulois) отражает интерес неизвестного французского мастера к истории своей страны, к своим далеким предкам (галлы - римское название воинственных кельтов, заселивших в VI в. до н.э. большую европейскую территорию, получившую название - Галлия. Современный Париж стоит на месте столицы Галлии - Лютеции, переименованной римлянами в Паритолий). Автору удалось создать захватывающий воображение образ, гармонично соединив его с резного дерева кронштейном.
Тенденции романтизма в искусстве конца XVIII-начала XIX вв. ярко отражены в бронзовом портрете Наполеона I Бонапарта (1769-1821) работы Е.Л. Корбеля (E.L.Korbel). Образ знаменитого полководца революционной Франции преисполнен, по правилам стиля эпохи, внутреннего драматизма и сдержанной скорби. Он был создан в 1798 году, когда Наполеону было около 30 лет, т.е. за год до совершённого им государственного переворота, когда он стал первым консулом. (Скульптор указывает 6 год создания, руководствуясь республиканским календарём, действовавшим с 1792 по 1804 годы).
Не известно имя автора бронзового светильника "Сирена", представляющего собой скульптурное изображение зрелой красоты полуобнажённой женской фигуры, легко ступающей среди высоких тюльпанов с вмонтированными в них маленькими патронами для электрических лампочек. На её голове - высокая, пышная прическа, живописно рассыпавшаяся на длинные, ниспадающие по плечам пряди. Стилистика произведения довольно точно определяет время создания, ибо ясно отражает в себе изысканную эстетику международного стиля, возникшего с 1893 года под воздействием публикаций английского журнала "The Studio". Этот стиль в каждой стране получил свое название: в Росси - "модерн", в Италии - "Liberti", в Германии - "Jugendstil", в Англии - "Art nonvean" и так далее.
Необычайно поэтична мраморная "Женская головка", созданная в 1890 году Анри Леоном Гребером (A.L.Greber), французским скульптором 1854 года рождения. Произведение исполнено в лучших традициях художественной пластики. Матовая поверхность белоснежного каррарского мрамора дает ощущение нежной бархатистости девичьей кожи, а изящный ракурс, мягкая трактовка форм - создают впечатление изумительной чистоты и утонченности образа.
Автор мраморного горельефа "Сена", французский скульптор Д. Пюш (D. Puech St-re), предназначал его в 1898 году для камина. Сену - реку Франции, пересекающую Париж, олицетворяет лежащая среди водорослей стройная обнаженная женская фигура удлиненных пропорций. За ней - рельефный фон, изображающий панораму Парижа с его многочисленными зданиями, соборами и мостами через Сену.
Из живописных произведений самым ранним является небольшой по формату портрет, исполненный масляными красками на деревянной основе неизвестным художником XV в. Этот портрет является даром потомков чувашского просветителя И.Я. Яковлева. На портрете изображен мужчина весьма непритязательной внешности. Но если верить вырезанной надписи на обороте портретной рамы, то перед нами - Герцог Ричард Глостер (1452-1485), последний из династии Иорков ветви Плантагенетов. Он был братом короля Эдуарда IV, пришедшего к власти в 1461 году в ходе войны Алой и Белой роз. После смерти короля в 1483 году трон унаследовал его малолетний сын - Эдуард V, однако очень быстро он был отстранен (версия - убит в Тауре) и власть захватил герцог Глостер, ставший королем Англии Ричардом III. Но уже через два года, в возрасте 33 лет, Ричард погиб в битве при Босворте.
Другое живописное произведение выполнено уже в начале XVII века и отнесено к фламандской школе. Перед нами превосходный мужской портрет, на котором в полуобороте от нас изображен красивый, молодой, черноволосый мужчина с небольшими усами и бородкой. Его испанского типа лицо с высоким лбом, изящно удлиненным носом и ямочкой на подбородке обрамлено большим, округлым, белого цвета воротником, так называемой фрезой, вошедшей в моду в XVI веке в некоторых европейских странах (Испании, Франции, Нидерландах). Направленный на зрителя взгляд его миндалевидных глаз и плотно сжатые губы выражают состояние твердой решимости, величия и, в то же время, внутренней настороженности. На следующем портрете, а точнее автопортрете (копия неизвестного художника), изображен Рембрандт ван Рейн - великий голландский художник. Здесь он еще очень молод, ему 23-24 года, в это время он ещё живет в своем родном городе - Лейдене, где он, как художник, уже высоко ценится своими соотечественниками. На портрете - погрудное изображение светловолосого молодЗал зарубежного искусстваого человека в черном берете, из под которого струится, образуя над бровями челку, его густая волнистая шевелюра. Выразительное, полное достоинства лицо буквально светится в общем полумраке картины, да разве ещё поблескивает металл кирасы. Рембрандт смотрит на нас чуть свысока, откинув голову к левому плечу, однако этот взгляд несколько рассеян и со свойственной юности тягой к самоанализу более углублен в созерцание своего внутреннего состояния, нежели того, что находится перед ним.
Хозяйственной добротностью веет от картины "Ферма" неизвестного немецкого художника XVII века. А пейзажи художника Лангли, доставшиеся нам из дома местных купцов Ефремовых, несут в себе вечную тему бытования человека в природе. Перед нами удивительные по широте пространственного охвата сельские пейзажи, в которых мирно трудится человек. В одном из них он пашет землю с помощью быков, в другом - убирает и вывозит сено. И тем не менее, человек где-то далеко, в глубине картины, а господствует в ней сама природа с ее зелеными травами, деревьями, холмами, долинами и плывущими облаками.
Экспозиция декоративно-прикладного искусства, в которой доминирует фарфор, соединила в себе произведения российского, западно-европейского и восточного происхождения. Образцы изделий стран - основоположников искусства фарфора - Китая, затем Японии, сменяют произведения стран - последователей: Германии (мейсенский и берлинский фарфор XVIII века), Франции (венсеннский, севрский фарфор XVIII - начала XIX веков) и России (фарфор Императорского и частных заводов Гарднера, Попова, братьев Гулиных начала и середины XIX века и, наконец, кузнецовских фабрик конца XIX - начала XX веков).
 
 

 

региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Независимая оценка качества услуг
Памятные даты военной истории Отечества
Музейные педагогические программы
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид