Пресс-центр

06.09.2017

Открылась выставка офортов Александра ФЕДОРОВА по роману Михаила Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА».

Открылась выставка офортов Александра ФЕДОРОВА по роману Михаила Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА».

Открылась выставка офортов Александра ФЕДОРОВА по роману Михаила Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА».

5 сентября в Чувашском государственном художественном музее открылась выставка офортов Александра ФЕДОРОВА по роману Михаила Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА». 
Чебоксарцы одними из первых увидят листы, созданные для коллекционного библиофилського издания, отпечатанного тиражом 30 экземпляров в издательстве PiterOldBook  Анатолия Данилова. 

На церемонии открытия, традиционно собравшей множество поклонников таланта Александра Федорова и любителей графики, спорили горячо и увлеченно. Как точно подметил первый заместитель министра культуры В.Н. Оринов, роман в свое время читали все, и у каждого сложились собственные образы его персонажей и ситуаций. Многие восхищались точностью попадания в образ, глубиной проникновения в ткань романа, тонкостью детализации и оригинальным решением композиции. А вот одна из посетительниц ушла, разочарованно сделав запись в книге отзывов: «Я не нашла того, что искала». Но равнодушным не остался никто. 

В своих поздравлениях маститые художники и искусствоведы (Р.Ф. Федоров, М.Г. Кондратьев, А.И. Мордвинова) подчеркивали, насколько сложная задача стояла перед молодым автором: после множества других оригинальных прочтений, экранизаций, постановок, иллюстраций сделать что-то свое в такой неимоверно трудоемкой технике, как офорт, крайне трудно. Но (и это тоже отметили все) Александру Федорову удалось. Возможно потому, что роман художник знал и любил задолго до начала работы над ним и знакомства с творчеством его многочисленных иллюстраторов. А еще в силу серьезного и вдумчивого отношения к тексту, которое прививает классическая отечественная школа графики. 

Глубокий и точный анализ работ сделал заслуженный художник России В. Г. Бритвин, у которого Александр учился в Чебоксарском художественном училище: 
- Роман популярный, можно сказать модный, и пытаться сделать тут что-то оригинальное – это и в самом деле дерзость. Он оставляет впечатление на всю жизнь. При всем том интересно, что он на редкость не целен, в нем нет эстетической завершенности. На мой взгляд, он отчетливо делится на 4 плана, которые сосуществуют параллельно: первый – сталинская Москва со всеми ее бытовыми реалиями, второй план – инфернальный, Воланд и его компания, бал, в третьем плане инфернальное и бытовое как бы переплетаются, ну а четвертый, совсем отдельный, - роман Мастера, который совершенно не стыкуется с общим повествованием и являет собой своеобразный набор ярких клиповых образов. Роман труден, хоть и привлекателен из-за характернейших персонажей. И задача художника – показать разницу планов и одновременно представить книгу цельной. Александр в своих работах делает акцент на мистическом пространстве, инфернальная часть у него довлеет над прочими. С одной стороны, это снимает ряд противоречий, но с другой в вычитании всего остального есть и некоторая ущербность. 
С невероятным мастерством выполнены портреты персонажей, при первом знакомстве они мне понравились гораздо больше, чем сюжетные листы (трудно изображению бороться со словом). Тут мы видим драгоценную разность фактуры, можно рассматривать буквально каждый сантиметр. Однако сейчас, в пространстве экспозиции, сюжеты даже выигрывают. Выставлять иллюстрации – это всегда проблема, настолько сильно они привязаны к тексту. Но эти работы скорее тяготеют к станковой графике, гораздо более самостоятельные, и выставка получилась удачной. 

Экспозицию дополняют крупномасштабные портреты персонажей, выполненные с карандашных набросков к офортам, а одни из героев романа – вполне реальный - представлен, так сказать, собственной персоной. 

Автор поблагодарил всех собравшихся и заметил, что работа над романом не закончена (хотя редкое издание уже было представлено коллекционерам на Московском антикварном салоне). Для такого большого и разнопланового произведения двадцати пяти иллюстраций недостаточно, и уже для себя он будет продолжать. Ну а пока в дар музею Александр Федоров принес авторский экземпляр издания - все 25 офортов!

Выставка продлится до 1 октября, не пропустите! 

Фотографии.


 

   

Музейные педагогические программы
Международный конкурс детского творчества  «Красота Божьего мира».
«Ночь искусств»
Большой этнографический диктант
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Независимая оценка качества услуг
Памятные даты военной истории Отечества