Пресс-центр

01.11.2017

Открывается выставка "МИФ КАК РЕАЛЬНОСТЬ"

Открывается выставка "МИФ КАК РЕАЛЬНОСТЬ"

Открывается выставка "МИФ КАК РЕАЛЬНОСТЬ"

«Всю жизнь боюсь закостенеть, повторяться, штамповать найденное....

Лучше неудача, чем штамп однажды найденного».

В. Акимов

 

3 ноября 2017 г. в Чувашском государственном художественном музее открывается выставка под названием "МИФ КАК РЕАЛЬНОСТЬ".

Творчество известного российского живописца, монументалиста и педагога, народного художника Республики Татарстан, заслуженного художника России Владимира Яковлевича Акимова давно получило признание как одно из интереснейших явлений современного изобразительного искусства. Работы художника экспонировались во многих городах мира, хранятся в фондах российских музеев и в частных коллекциях различных стран.

Чебоксарский зритель уже имел возможность познакомиться с некоторыми работами В. Акимова. Он был экспонентом зональных выставок «Большая Волга», участвовал в групповых выставках художников Чувашии, а в 1995 году состоялась его персональная выставка в Чувашском государственном художественном музее. Нынешняя выставка «Миф как реальность» – самая масштабная из всех, проведенных художником за время его творчества (представлено более 200 произведений) и самая значительная по составу сюжетных линий, разрабатываемых художником.

Благодатным источником тем послужили фантазии художника и байки его родной деревни Ендурайкино, мифы древних цивилизаций Греции и Египта, библейские сюжеты. При всем многообразии их объединяет одно – творческий метод магического реализма, в котором фантастические элементы включены в реалистическую картину мира. Художник придумал свою замысловатую аббревиатуру «мифофаре» (мифо-фантастический реализм). По его мнению, этот термин лучше отражает суть его творческого метода. Передавая через многогранную призму мифов и легенд окружающую действительность, В. Акимов добивается исключительного философского звучания своих творений, время в которых универсально и вечно.

Такое мироощущение побуждает художника к поиску особенных средств выразительности и рождает особое отношение художника к мифологии. «Мне вся жизнь моя кажется плаванием в мифах и легендах, придуманных мной и жизненными ситуациями, в которых я оказывался... Почему мы любим мифы? И кто их не любил? Все народности мифологизировали жизнь.... Не перечесть! Индейцы, шумеры, египтяне… но вершина – это древняя Греция! Это моя планида, само совершенство легенд, мифов, героев», - говорит художник. Победа Добра над Злом в их извечной борьбе, мечта о счастье для всех, возможность невозможного наполняют полотна В. Акимова. Он вспоминает, что еще в детстве была мечта – нарисовать красивую страну, где все живут, как в Раю, среди цветов и плодовых деревьев, все ярко и красиво, животные и люди в мире, никто никого не ест и не кусает.

За почти сорокалетний путь, пройденный в искусстве, объездив полмира, художник создал сотни картин, воплощая свою мечту. Перед нами предстают красивые одухотворенные люди в поэтическом «Сенокосном июле», по-детски наивные в своих желаниях жители деревни Ендурайкино, блистательные боги и герои греческой мифологии, величественные Сфинксы Египта, светящиеся и зыбкие в окружении места действа образы Библии, которые растворяются в плотном пространстве.

Но часто стали проскальзывать в творчестве художника и трагические нотки. Огромное полотно «Художник, зачем ты напоминаешь об Армагеддоне?» из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, занимающее центральное место в экспозиции, – звучит предупреждением человечеству об ответственности за собственное существование. Замысел этой картины возник у художника еще в 1985 году, когда он побывал в Бухенвальде и с ужасом подумал: «Вот он Ад, вот оно – воплощение безумия!». Мысли об Армагеддоне, как о надвигающемся бедствии, описанного в «Откровении Иоанна Богослова», уже не покидали этого человека с обостренным чувством восприятия действительности.

Трагично звучат картины из серии «Отверженные или на обочине магистралей». Они создавались на протяжении двух десятилетий, с конца 1990-х по 2016 год. Как это часто бывает у В. Акимова, появляются одна-две работы из серии, потом художник возвращается к этой теме опять уже через некоторое время. Горечь и боль за людей, оставшихся на обочине жизни, несчастных и обездоленных, нашла отражение в этой серии.

В. Акимов – превосходный портретист и пейзажист. Изысканны по колориту, утонченно изящны по композиции женские портреты, а сельские пейзажи наполнены той поэзией и чувствами, которые присущи только русской реалистической школе живописи.

У В. Акимова есть и «портреты» животных, которые воплощают человеческие характеры. Картины из серии «Братья меньшие» - «Вол Быкович», «Хряк Кабанович», «Козел Козлевич» насыщены потрясающим чувством юмора. Любимый его персонаж – ставший знаменитым благодаря художнику реальный козел Вася из деревни Ендурайкино. Гордый и самоуверенный, любующийся собой, акимовский козел ощущает себя вершиной мироздания. Живописец попробовал свои силы еще в одном виде изобразительного искусства. На выставке этот Вася представлен и в скульптуре. Взирая на всех с превосходством, он невольно вызывает улыбку у зрителей.

Отдельный раздел выставки отведен графике. Это первые замыслы будущих композиций, которые потом переходят в краски. Но часто они имеют самостоятельное значение.

Еще одна грань творчества В. Акимова – монументальная живопись, на которой он специализировался в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Первые работы в этой области появляются уже в 1981 году в Казани. Затем было еще несколько десятков осуществленных мозаик и росписей в Лениногорске и Набережных Челнах. Как считает сам художник, самый значительный проект был реализован в 1992 году - церковь Косьмы и Дамана в Набережных Челнах – роспись общей площадью 280 кв. м. Фотография части этой росписи – «Страшный суд» представлена в экспозиции выставки.

«Жизнь сера и однообразна, хотя бы в мифах полетать – мечтает Владимир Акимов. – Так думаю я и мои герои – жизнь художника – это тоже им создаваемый перманентный миф, сегодня одно, а завтра другое… Уйдем из жизни – что останется? Картины, легенды, мифы, байки и сплетни о жизни художника. А кто- то скажет, что это все реальность… И он может быть прав».

   

Музейные педагогические программы
Большой этнографический диктант
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Независимая оценка качества услуг
Памятные даты военной истории Отечества