Пресс-центр

22.12.2017

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база»

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база»

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база»

Научно-практическая конференция «Арт-путешествия: поездки художников как творческая база», проходившая сегодня в Чувашском государственном художественном музее, подняла крайне важный круг вопросов и вызвала живой интерес в среде художников.
На приглашение к участию откликнулись не представители музейно-искусствоведческого сообщества, как это бывает традиционно, а непосредственно художники, участники и организаторы пленэров. Каждый из них рассказывал о поездках, делился собственным опытом, обозначал место пленэра В современной художественной практике. В итоге получилось живое, конструктивное и целенаправленное общение, в результате которого было сформулировано понятие современного пленэра как явления, его функции и роль в изобразительном искусстве России и мира.
Зачинатель пленэрного движения в Чувашии народный художник России Ревель Федорович Федоров, вокруг которого с 2000-х годов объединялись творческие силы пленэристов, заметил, что работа на открытом воздухе имела и имеет совершенно разное наполнение в эпоху Возрождения и Классицизма, у барбизонцев и импрессионистов и в наши дни, и выглядит совершенно по-разному в разных странах. Сегодняшний пленэр, как он есть в России, - это площадка, с которой начинается современное восприятие мира посредством изобразительного искусства. Работы, которые создают на пленэре художники – это уже не просто небольшие этюды, это полноценные живописные произведения, проникнутые духом эксперимента и отражающие жизненную позицию художника:
- Привязанность человека к земле имеет сегодня глубокий смысл. Внешние показатели благополучия (высотные дома, инфраструктура, электронные устройства) – это лишь движение технического прогресса, в нем нет личной заслуги человека. А вот сохранить тепло, человечность, собственную идентичность, связь с корнями – это настоящее достижение, – утверждает Ревель Федорович.
Кандидат педагогических наук, профессор Анатолий Данилов в своем выступлении назвал пленэр отдельным жанром изобразительного искусства, в рамках которого могут существовать и пейзаж, и портрет, и натюрморт, и тематическая картина. Главным, формообразующим началом здесь является игра рефлексов, движение световоздушной среды.
Большинство участников отметили, что российское пленэрное искусство отличается и от европейского, и от восточного, базируется на мощной реалистической школе и имеет высочайший профессиональный уровень. Кроме того, для него характерна широчайшая география и богатая палитра. На сегодняшний день оно привлекает ценителей искусства в Европе, Китае и странах Кавказа, откуда едут к нам учиться молодые художники.
За десятилетия творческой пленэрной практики уровень художников существенно вырос, и сейчас они реализуют собственные пленэрные проекты. Председатель Союза художников Чувашии Николай Андреев рассказал о работе симпозиума-пленэра «У истоков православия», народный художник Чувашии Константин Долгашев – о Всероссийском пленэре имени Филиппа Малявина, который работает уже с 2010 года и дал высокие результаты в плане развития культуры г. Бузулук, родины художника, а также о Мордвиновском пленэре в г. Ядрин. 
Важно отметить, что эти проекты не исполняются силами одиночек, они находят поддержку у Союза художников Чувашии и, что немаловажно, у местных администраций и местного населения. Художников всегда тепло встречают и уделяют их работе большое внимание, пленэрные работы пополняют фонды музеев, собрания учреждений культуры и образования. Особенно ярко это видно на примере пленэров в отдаленных районах Татарстана, о которых рассказывал народный художник РТ Мударис Мингазов.
Формат мастер-класса, прочно вошедший в жизнь пленэристов, способствует обмену опытом, освоению новых техник, приемов и материалов и, в конечном счете, росту индивидуального мастерства каждого из участников пленэра и местной творческой молодежи, которая пользуется возможностью поучиться у мастеров кисти. 
Ежегодный женский пленэр «Мир цвета глаз женщины» показывает, что пленэр становится также формой гендерной самоидентификации в искусстве и актуализирует проблему специфики женской живописи. 
Но сегодня пленэр - это еще и способ придать месту, где он проводится, новую значимость, вывести его на иной уровень восприятия. Яркий пример тому – Кокелевский пленэр, о котором рассказывал его бессменный организатор, доктор культурологи, профессор Владимир Васильев. Существующий с 2007 года проект сделал с. Тарханы местом, известным не только по всей России, но и в Украине и Белоруссии. Ну а Чеченский пленэр, о котором докладывал заслуженный художник Чувашии Александр Федоров, постепенно разрушает стереотипы об этой многострадальной земле. Война окончилась, города отстроены и людей вновь интересует красота и искусство.

Фотографии.

   

«Девочка с вишнями» (1966)
Герои Отечества в картинах из коллекции ЧГХМ
Независимая оценка качества услуг
Музейные педагогические программы
Послание Президента Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Музейный детский книжный клуб
Аудиогид
региональный этап Всероссийского форума тюркской молодежи «Золото тюрков»
Единый портал государственных и муниципальных услуг