На выставке представлена часть живописного наследия заслуженного художника Чувашии Николая Гавриловича Кумбирова.
Становление творческой зрелости Н.Г. Кумбирова пришлось на 70-е годы прошлого века. Это было время больших перемен, важный этап в развитии отечественного искусства советской эпохи, когда художники искали новые формы и методы создания художественного образа, отказываясь от повествовательно-натуралистической трактовки отображения действительности, и приходили к проблематике философского содержания.
Перемены в художественной жизни были обусловлены рядом факторов. В регионах страны открывались художественно-графические факультеты, куда преподавателями были направлены выпускники ведущих вузов страны. Возросла выставочная деятельность, благодаря чему региональные художники получили возможность общаться со столичными, воспринимая от них новую концепцию изобразительного искусства. В журналах по искусству ставились вопросы по теории и критике новых художественных методов. Молодые художники в условиях этого времени вырабатывали собственную художественную манеру, индивидуальный изобразительный язык, что привело к расцвету изобразительного искусства в целом, отличительными чертами которого стали стилистическое многообразие и философская направленность, а также многозначность воплощения темы.
Чувашия в этом ряду не стала исключением. В 1960 г. был открыт художественно-графический факультет в Чувашском пединституте. Педагогический коллектив состоял из выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского художественного института им. В.И. Сурикова и Харьковского художественного института. В 1965 г. состоялся его первый выпуск.
В 1965 г. Н. Кумбиров поступил на художественно-графический факультет, а в 1970 г. его окончил. Художественным руководителем его дипломной работы, монументальной росписи «Искусство принадлежит народу», был Р.Ф. Федоров. Народный художник России Р.Ф. Федоров, обладавший незаурядным даром исследователя искусства, впоследствии писал: «… его художническая судьба очень схожа с судьбами тех, кто пришел в советское искусство в начале 70-х годов прошлого века. Это было то поколение художников, которому было присуще отрицание конформизма прошлого в искусстве с его стереотипами и тематическими штампами соцреализма, которому время диктовало осмысливать новую образную систему, новую концепцию изобразительного искусства и отстаивать свои мировоззрения в творчестве».
Работы Н.Г. Кумбирова экспонировались не только в Чувашской Республике, но и за ее пределами на всероссийских и всесоюзных выставках; среди них наиболее значительными были «Художники автономных республик РСФСР» (Москва, 1971), «Молодость России» (Москва, 1972). В 2004 г. в Чувашском государственном художественном музее состоялась персональная выставка произведений художника, включавшая в себя свыше 90 экспонатов, где наряду с живописью, демонстрировалась станковая и книжная графика, а также эскизы монументально-декоративного искусства.
Память о Н.Г. Кумбирове сохранится в будущих поколениях не только благодаря его художественному наследию, но и педагогической деятельности. В 1972 г. он основал Чебоксарскую детскую художественную школу № 2 и 30 лет был ее бессменным руководителем. За годы его педагогической практики из стен школы вышли сотни одаренных ребят, и некоторые из них стали известными художниками. Школа и поныне ведет большую работу, приобщая детей к миру изобразительного искусства. Работы ее воспитанников также демонстрируются на этой выставке.