«Эпифании Марии Смольяниновой» – такое интересное название носит авторский проект молодой московской художницы Марии Смольяниновой. которая открывается 6 сентября в Чувашском государственном художественном музее.
Это завораживающие картины, выполненные в технике офорта - весьма трудоемкой разновидности печатной графики, технологически почти не изменившейся с XVI века. С этой техникой экспериментировали Пабло Пикассо, Эдгар Дега, Альбрехт Дюрер, Рембрандт и многие другие художники, и с годами офорт потерял в популярности из-за сложного и долгого подготовительного процесса. Но, тем не менее, не исчез, что автор этого проекта доказывает зрителю своими прекрасными сериями, посвященным разным городам и местам.
В Чебоксары Мария привезла 76 работ в 8 сериях – «Январь в Крыму», «Московский регтайм», «Музыка Петербурга», «Вечный пейзаж». Серия "Вечный пейзаж" отмечена дипломом Российской академии художеств, а последняя по времени серия «Свияжск», выполненная в 2023-2024 годах, впервые представлена в таком объеме зрителю. В апреле 2023 года Мария принимала участие в художественной графической арт-резиденции в Свияжске, где и выполнила серию этих работ.
Творчество Марии Смольяниновой – это искусство, которое требует внимательного рассматривания, в работах нет никакой злободневности, это умиротворенные и философские работы, представленные в основном пейзажами.
А эпифаниями назвал их известный российский историк и искусствовед, сотрудник музея-заповедника «Ростовский Кремль» Александр Мельник, имея в виду, что слово «эпифания» с греческого языка можно перевести как откровение, отраженье, способность увидеть в повседневности «дыхание универсума». Тончайший импульс, короткая вспышка, выхватывающая из темноты мгновенье быстротекущей жизни, высвечивающая напряженье мысли,
Это понятие действительно наиболее верно, на наш взгляд, отражает сущность творчества Марии Смольяниновой, творчества лиричного, вдумчивого, иногда обманчиво созерцательного, всегда скрывающего сильное чувство и впечатление. Офорты Марии требуют от зрителя собственной работы – тихий свияжский берег, как и его реальный природный прототип, таит в себе откровения проявляющиеся при внимательном вглядывании, диалог изображения и зрителя начинается незаметно, постепенно всё больше захватывая своей сложностью и красотой эмоций.
…Ночная полутьма, утренний или вечерний сумрак, легкий туман — вот излюбленные мотивы художника. Все призрачно, предметы в творениях Марии утрачивают свою повседневную определенность, обыденную сущность и наделяются чертами явлений, присущих тому миру, который достоин ее нежности…
Избрание офорта, как единственного средства для трансляции своих творческих идей, характеризует Марию как личность твердой дисциплины и высокой требовательности к себе. Далеко не каждый художник способен оперировать этим весьма неторопливым гравировальным методом, подразумевающим несколько этапов чисто технической подготовки и значительных временных затрат, которые обусловлены технологией процесса….
Вне всякого сомнения, Мария Смольянинова уже заняла свою нишу в истории российской печатной графики. Она определенно заявила о себе как о зрелом, состоявшемся мастере, с самобытным, индивидуальным художественным почерком и богатым творческим потенциалом, который еще ожидает много стадий раскрытия.
На выставке, помимо офортов, представлены несколько цинковых листов с нанесенным контуром — исходники некоторых из графических работ, представленных зрителю в нашем музее.
Выставка продлится до 6 октября.