С 26 сентября 2024 г. в Малом зале Художественной галереи (ОРЗИ ЧГХМ, К.Иванова, 4) начинает работу выставка «Виртуозы графики.XX век» из собрания МУ Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс (г. Козьмодемьянск).
Художественно-исторический музей в Козьмодемьянске был открыт в 1919 г. Это один из первых музеев, организованных в Казанском крае в послереволюционные годы.
Музей носит имя Александра Владимировича Григорьева, профессионального марийского художника, общественного деятеля. Он вместе со своими единомышленниками стоял у истоков создания музея и причастен к формированию «золотого фонда» художественной коллекции. Художник Григорьев мечтал создать на своей родине «вторую Третьяковку на Волге». И он сделал все, чтобы галерея в Козьмодемьянске была достойна этого уровня.
Основу музея составляет коллекция работ известных русских художников второй половины XIX-XX веков. «Золотой фонд» коллекции в основном сформировался в 1919-1925 годах. Музеем приобретались работы казанских и московских художников, закупались графические листы из собрания казанского коллекционера А.Ф. Мантеля, а также поступают произведения из фондов Казанского Губернского музея и Государственного Художественного Фонда Отдела ИЗО Наркомпроса (г. Москва). Московский художник С.И. Лобанов являясь сотрудником Отдела по делам музеев активно содействовал закупкам работ известных московских художников. Важной страницей формирования козьмодемьянской коллекции стало поступление 40-а графических работ (рисунков и гравюр), относящихся к новейшему течению в искусстве того времени – раннему русскому авангарду - 21 мая 1920-го года заведующим Музейным бюро А.М. Родченко уполномоченному Всероссийской коллегии по делам музеев, представителю Козьмодемьянского музея А.В. Григорьеву для пополнения музея из Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР, в рамках программы по созданию Музеев живописной культуры в российских провинциальных музеях (1918-1922 гг.).
Название выставки заявляет о неповторимой уникальности графического искусства, которое в силу малых форматов, скромной монохромности, зачастую не получает должного внимания публики. Отчасти, на популярности графики, особенно печатной, сказалось широкое распространение фотографии. Но в творчестве художников, а так же для знатоков и ценителей искусства, рисунок и гравюра во все времена оставались основой творческого поиска и возможностью блеснуть мастерством.
Открывают экспозицию рисунки и эскизы мастеров русской реалистической школы Николая Кошелева, Василия Сурикова, Сергея Коровина. Они наглядно подтверждают, что рисунок (набросок, эскиз) всякий раз является первичным и необходимым этапом работы над любым художественным произведением. Их дополняют натурные штудии обнаженной натуры и прочие рисунки («Пейзаж. Химки», «В комнате вечером») Сергея Лобанова и уютная пленэрная зарисовка Максима Мартынова («Скамейка»). Продолжают реалистическую традицию художники молодой советской страны Борис Иогансон («Портрет А.В. Луначарского») Александр Зугрин («Стройка дома») и другие. Привлекает внимание серия портретов Николая Вышеславцева, в которых всякий раз узнаётся его уникальная, деликатная и фотографичная манера. Ефрем Давидович представлен ранней графической работой 1919, где виртуозная отточенность и избирательность линии тяготеет к эстетике модерна. Этот яркий стиль – модерн – представлен на выставке виртуозными работами Филиппа Малявина, Елены Шестопаловой, Михаила Маторина. Кроме рисунков, в экспозиции большое число офортов и литографий – видов печатной графики, требующих от художников большого технического мастерства.
Период представленный на выставке любопытен очень широким спектром тематических интересов. Многие мастера увлечённо работают в книжно-журнальной иллюстрации; другие с интересом обращаются к ориентализму (культуре Азии и Востока). Особое место в искусстве первых десятилетий XX века занимает ранний русский авангард. Его сложность и неоднозначность демонстрируют тяготеющие к кубизму, абстракции, экспрессии, наивному искусству футуристические рисунки энергичных художников-экспериментаторов. Названные новые течения на выставке представляют работы Ивана Клюна, Александра Шевченко, Эльзы Лассон-Спировой, Николая Шестакова а так же казанские художники: Василий Радимов, Константин Чеботарёв, Алескандра Платунова и другие.
Выставка «Виртуозы графики. XX век» из собрания Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса (г. Козьмодемьянск) лишь небольшая и уникальная частичка художественной сокровищницы многоликой российской культуры и представляет большой интерес для знатоков и любителей искусства.