В 2023 году Чувашскому государственному художественному музею был присужден грант Главы Чувашской Республики на реализацию проекта «Погружение в л(Л)юбовь»: пьеса-дуолог в особняке провинциального модерна. Эффективное присутствие в художественной галерее».
Практика взаимодействия музея и театра, рассказ истории дома и судьбы его обитателей с помощью театральной постановки в пространстве самого исторического здания, пожалуй, не нова. Но в Чебоксарах, в музейных стенах, таких спектаклей до сих пор не играли.
Особняки купцов Ефремовых, влиятельного чебоксарского семейства XIX - начала XX века, неизменно привлекают внимание широкого круга зрителей, в том числе краеведов, туристов, историков. Чувашский государственный художественный музей и Русский драматический театр объединились, чтобы представить зрителю необычное зрелище – иммерсивный спектакль «Погружение в любовь». Горожане не только увидят, как их любимые актеры воплощают историю Фёдора Ефремова и красавицы Любы в театральном действе, но и сами станут его участниками. Цель проекта-спектакля – рассказать историю музея так, чтобы лица прошлого ожили для зрителей наших дней, и каждый из них почувствовал себя частью истории большой страны.
Художественная галерея (Отдел русского и зарубежного искусства ЧГХМ) не получила «в наследство» от владельцев особняка значительной коллекции картин. Лишь три полотна в музейном собрании исторически считаются «коренными жителями» этого дома: «Берег Волги» Александра Рубцова, а также «Пейзаж с быками» и «Сенокос» Теофиля Ланглуа (малоизвестного французского живописца, одного из учителей Жана-Франсуа Милле). Поэтому акцент во взаимодействии между зрителем, актерами и историей было решено сделать на сам особняк. Его аутентичные интерьеры с камином, изразцовой печью, расписным потолком и чугунной лестницей каслинского литья стали декорациями пьесы, погружая участников в историческую атмосферу.
Федор и Люба оживают благодаря актерам русского драматического – Александру Шаповалову и Диане Яковлевой. А чтобы рассказать о судьбе особняка и его обитателей совсем юным зрителям, давний друг музея театр марионеток «Вито» поставил кукольную версию «взрослой» истории.
Этот эксперимент оказался полезен не только для зрителя – он позволил музею ближе поработать с актерским сообществом, а театру – выйти за рамки привычного сценического пространства. Надеемся, что дружба продолжится!
Историческая справка:
Федор Прокопьевич Ефремов (1873-1921) - младший сын купца Прокопия Ефремова. По мнению историков и краеведов, предположительно в 1908 году Федор ездил по служебным делам на юг России. В одном из ресторанов он проиграл в карты 40 тысяч рублей. От разорения картежными шулерами спасла его красавица-танцовщица Люба, и в сердце молодого купца вспыхнула любовь. Когда он вернулся домой со своей избранницей, родные остались недовольны выбором Федора, но выделили ему долю из семейного капитала.
На эти средства купец строит на берегу Волги дом, который жена его украшает по своему вкусу. Вскоре особняк становится местом сбора и развлечений чебоксарской знати. Для гостей ставят спектакли и проводят светские вечера. Но семейное счастье длится недолго. По одной из версий, в 1916 году Любовь Николаевна, отдыхая на Кавказе, завела «курортный роман» с офицером. Сопровождавшая ее в поездке горничная незамедлительно сообщила об этом обманутому мужу, после чего тот письмом уведомил Любу, что она свободна и может не возвращаться в Чебоксары. Согласно другому предположению, горничная Сашенька специально ввела в заблуждение Федора Прокопьевича, а после расставания с Любовью Федор и горничная жили в гражданском браке. После революции 1917 года Федор Ефремов уехал в Казань, где и умер в 1921 году.