С 12 декабря 2024 г. в Малом зале Художественной галереи (ОРЗИ ЧГХМ, К.Иванова, 4) начинает работу выставка «Зинаида Серебрякова.140 лет со дня рождения. Графика из фондов ЧГХМ».
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967) русская и французская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских и самых известных русских женщин, вошедших в историю живописи. Она родилась в прославленной творческой семье Бенуа-Лансере, где искусство считалось наследственной профессией, а любовь к природе, внимание к детям и преданность своему делу - семейной традицией.
Эпоха, в которую творила Зинаида Серебрякова, была временем активного зарождения авангардных течений. Но они не интересовали художницу: «она шла своей особенной дорогой изящных линий, чистых цветов и простых сюжетов», сохраняя преемственность со старыми мастерами и восхищаясь красотой реального мира. Каждая ее работа – это воспевание красоты человека и природы.
На выставке представлено 11 графических произведений художницы, которые охватывают все творческие периоды мастера. Экспозиция включает работы, написанные в родовом имени Нескучное в Курской губернии, натурные наброски петербургского периода, а также произведения, созданные во Франции и Марокко.
Свой творческий путь Серебрякова начинала с пейзажей и это были виды родного имения. В Нескучном она много работала с натуры, с увлечением писала бескрайние поля, высокое небо, цветущие сады, поля и овощи на грядках. На выставке представлена работа «Уголок огорода» (1910). «Пейзаж в Гатчине» (1922-1923) относится к периоду, когда художница жила в Петербурге, наслаждалась видами города и окрестностей.
Уже самые ранние работы З.Е. Серебряковой отмечены проникновенной любовью к крестьянской России. Монументальное полотно «Беление холста» стало одной из последних работ «золотого периода» художницы и в полной мере раскрыло ее талант. Работая с натуры Серебрякова, изучала процесс беления, отбирала характерные и выразительные позы, жесты, ракурсы. На выставке можно увидеть три этюда к картине.
Автопортрет – одна из ведущих тем творчества Серебряковой. Она написала множество автопортретов в разных техниках: карандаш, пастель, акварель, темпера, масло. Автопортрет (1920-е гг) написан в немного небрежной беглой манере. После 1920 года автопортреты Серебряковой становятся более официальными. Также на выставке зритель увидит наполненной любовью портрет старшей дочери Серебряковых - Татьяны.
Жанр «ню» представлен «Наброском обнаженной со спины» (к.XIХ в – н. ХХ), возможно созданному во время подготовки эскизов к росписи ресторанного зала Казанского вокзала.
К петербургскому периоду относится большая серия Зинаиды Серебряковой посвященная балетной труппе Мариинского театра. «Балерина М.Франгопуло» - два карандашных наброска, созданные в 1921–1922 годах.
Важнейшими в судьбе Серебряковой парижского периода стали две поездки в Марокко, в 1928 и 1932, именно они открыли художнице новые возможности для творчества. Во время первой поездки был написан этюд «Музыканты. Араб и негр» (1928). В серии марокканских этюдов Серебрякова развивала мастерство быстрого письма, избегая ненужной экзотики и этнографических подробностей.
Самым поздним произведением художницы на выставке стал яркий потрясающий портрет «Старушка в чепце. Бретань» (1934). В Бретани Серебрякова увлекается портретами местных женщин в их традиционных нарядах с высокими чепчиками. Это увлечение позже вылилось в целую серию выразительных портретов простых жительниц Бретани в характерных нарядах.
Несмотря на трудный жизненный путь, Зинаиде Серебряковой удалось сохранить светлый, исполненный доброты взгляд на мир, восхищение красотой мира и благородством человека!
В ходе работы выставки запланированы кураторские экскурсии и лекции.
Выставка продлится до 10 марта 2025 года.
Адрес: Чебоксары, ул. Константина Иванова, д.4 Художественная галерея (ОРЗИ ЧГХМ)
Телефоны для справок: (8352)580122, (8352)585701
Доступна оплата онлайн и Пушкинской картой