23 января 2025 года исполняется 75 лет со дня рождения талантливого живописца, педагога Николая Николаевича Николаева. На выставке, посвященной юбилейной дате, представлены более 30 произведений мастера из фондов Художественного музея и частных собраний.
Мастер родился в деревне Атнашево Канашского района Чувашской АССР в многодетной семье колхозника.Окончил художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я.Яковлева (1973). Несколько лет проработав учителем рисования и черчения в родной деревне, в 1977 году Николаев продолжил педагогическую деятельность в альма-матер – на художественно-графическом факультете ЧГПИ.
С 1973 года художник активно занимался выставочной деятельностью, которая в 1980, после удачного представления на зональной выставке "Большая Волга", принесла ему заслуженное членство в Союзе художников СССР.
На протяжении 27 лет творческой деятельности Николаев плодотворно работал в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа. Его большой творческий потенциал отмечали такие корифеи чувашской живописи как народные художники России Н.В. Овчинников и Р.Ф. Федоров.
Работы мастера отличают крепкий рисунок, красивые композиционные решения, убедительность воспроизведения натуры. Сдержанная по цвету, корпусная живопись художника с гладким, а порой свободным, широким мазком мастерски лепит форму, искусно передает фактуру и цветовые нюансы.
Портретным работам Н.Николаева присущи сдержанность, лаконизм, тщательность отбора деталей, необходимых для образной характеристики героя. Ведущая тенденция портретной живописи художника – стремление, прежде всего, показать сложную работу человеческой мысли, раскрыть духовную жизнь человека, отобразить изменчивую сложность его натуры.
Безусловная удача мастера – "Портрет балерины Аллы Бочко". Построенная на контрастных отношениях синего и белого, светлого и темного работа при достаточно плотной живописи создает ощущение чистоты и легкости. Художник мастерски передает пластику грациозной фигурки балерины в воздушной пачке. Великолепно схвачена характерная поза танцовщицы, присевшей на стул в напряженном ожидании своего выхода на сцену. Убедительно передано отрешенное выражение тонкого лица девушки, полностью погруженной в образ. Все изобразительные средства подчинены главному – передаче образа личности, всецело отдающей себя искусству.
Николаев – мастер натюрморта. Его работы в этом жанре отличают благородство цвета, тонкость нюансировки. Выбор натуры для постановок иногда кажется спонтанным и сиюминутным ("Натюрморт "Кактус"), а иногда за скрупулезно продуманной и изящно выстроенной композицией видится мыслитель, погруженный в глубокие раздумья о быстротечности жизни ("Цветы минувшего лета"). Художник тщательно лепит красивые формы изящных ваз, любуясь разнообразием натуры, но с не меньшим энтузиазмом он пишет и свою заляпанную краской палитру, брошенную у стены («Натюрморт с палитрой»). Чувствуется, что мастер наслаждается самим процессом творчества.
Пейзажи мастера, проникнутые лирической ноткой, оставляют ощущение недосказанности. Художник не стремится поразить зрителя яркостью красок, оригинальным выбором натуры или необычным композиционным решением. Однако умение уловить многообразие состояний природы, придают самым простым и повседневным мотивам в его исполнении жизненную убедительность. Одно из лучших произведений художника в жанре пейзажа – работа «Поздняя осень». Этот непритязательное по мотивам полотно – вид со старого деревянного крыльца на стылые осенние дали – объединяет в себе все то, что отличает лучшие работы мастера: выверенную композицию, умело выстроенные цветовые отношения, объективность воспроизведения натуры и ее поэтическое переосмысление. Выразительное, полное гармонии, это произведение привлекает той самой "атмосферностью", что делает хорошую работу запоминающейся.
На выставке, посвященной памяти художника, помимо работ самого мастера представлены портреты Николая Николаевича, созданные в разные годы его коллегами – художниками В.В. Пономаревым, Н.П. Комаровым, Б.В. Щебряковым и А.Я. Ефейкиной. Этот доброжелательный «взгляд со стороны», рисующий образ художника в динамике, не только обогатит визуальный ряд экспозиции, но и поможет создать более полное представление о личности мастера.
Небольшой раздел выставки посвящен любимой дочери художника, трагически рано ушедшей из жизни. Отец успел написать ее всего один раз, в годовалом возрасте, но дорогой образ остался запечатленным в полотнах друзей семьи – художников В.Д. Чуракова и А.П. Рыбкина, также показанных в экспозиции.
Отражением преемственности поколений служат представленные на выставке работы внучатой племянницы художника, воспитанницы Чебоксарской художественной школы № 2 Софии Никифоровой, которая, когда подрастет, вполне возможно, станет продолжателем художественной династии.
Куратор: сотрудник научно-фондового отдела Иванова Н.С.