Афиша на месяц

20.06.2025—27.07.2025

Выставка "1935. У истоков"

Выставка "1935. У истоков"

Выставка "1935. У истоков"

БИЛЕТЫ

Выставка-реконструкция «У истоков. 1935». Открытие 20 июня в 16:00.

2025 год юбилейный не только для Константина Иванова, журнала «Капкан» и города Канаша, но и для множества художников, стоявших у истоков изобразительного искусства в Чувашии. А еще -90 лет назад состоялась одна из самых ярких, масштабных и знаковых для чувашской культуры выставок, посвященной 15-летию Чувашской автономии.

Это был первый масштабный проект Союза чувашских советских художников, организованного  в феврале 1933 года. Если в столицах Постановление 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» скорее ограничивало развитие искусства, то в провинции, где творческие объединения и кружки не цвели пышным цветом, оно, собирая воедино разрозненные творческие силы, напротив, способствовало его усилению.

Задача перед художниками стояла нетривиальная: не только впечатлить зрителя  высококачественными произведениями, но и представить развитие Чувашии за 15 лет ее существования, отразить ключевые события истории и показать то новое, что появлялось на глазах у всех: промышленные гиганты и дороги, колхозы, школы и больницы, новый тип советского человека и свободная советская женщина… И они с ней справились. Полотна с этой выставки вошли в золотой фонд чувашского искусства: «Ликбез» Алексея Кокеля, «Акатуй» Юрия Зайцева, «Колхозный хор» Алексея Тагаева-Сурбана, «Бригада бетонщиков на строительстве КВРЗ» Моисея Спиридонова и многое другое. Но этому предшествовала огромная работа и множество нововведений, которые сказались на художественной культуре в Чувашии.

Работа над выставкой началась за 2 года, летом 1933 – с планирования разделов и тем, о которых важно рассказать. И здесь впервые в Чувашии, по столичному образцу, был применен метод заказа. Государство выделяло средства на создание 50 масштабных тематических полотен.  Художники, которых в союзе в то время было чуть более двух десятков, распределяли задание между собой, получали аванс, а по завершении работы – всю сумму. Таким образом, искусство становилось настоящей профессией, позволявшей удовлетворять материальные потребности (стоимость одной работы составляла от 2-3 до 10 ежемесячных окладов рабочих и служащих). Но к авторам предъявлялись и определенные требования, они касались не только качества исполнения работ, но и их идейного содержания.  На этапе создания эскизов работа контролировалась выставочной комиссией, в которую художники, деятели культуры и партийные работники. Комиссия давала рекомендации и предлагала вносить исправления, в случае несогласия автора контракт с ним мог быть расторгнут. Для молодых чувашских мастеров такой подход был скорее благом, чем ограничением – в идейные противоречия вступали редко, зато в процессе работы они, не имеющие большого художественного образования, могли получить профессиональную консультацию и помощь старших товарищей.

В соответствии с творческим методом социалистического реализма, искусство должно было расти из глубокого знания жизни народных масс – чтобы исследовать ее «на местности» авторы отправлялись в командировки на заводы и в колхозы. Моисей Спиридонов почти 9 месяцев наблюдал за строительством завода, Василий Тимофеев приезжал из Казани писать в цехах Козловского комбината, а Зайцев портретировал колхозных девушек.

Чтобы повысить уровень и расширить географию выставки, были приглашены московские, казанские и нижегородские авторы (Николай и Александр Поманские, Владимир Аралов, Александр Григорьев,  Василий Тимофеев и Мария Васильева, Вячеслав Савельев).  Кроме заказных работ можно было представлять и уже имеющиеся собственные, подходящие к заявленной тематике.  На просмотр жюри выставки было представлено 657 художественных произведений, из которых отобрали 625.

Особое место занимали на выставке работы учеников открытой в 1934 году Алатырской художественно-граверной школы, выполненные под руководством Федора Быкова. Был также отдел для художников-самоучек (около 100 произведений) и отдел изучения чувашского народного творчества, где были показаны образцы чувашской вышивки, собранной во время экспедиций. В общей сложности на суд зрителей предстало 825 произведений.

Успех был колоссальный - выставка работала 20 дней – с 6 по 25 июля – и за это время ее посетили 60 000 человек, часть работ была перевезена в Горький и там их увидели еще 10 000 посетителей. О ней писали в республиканской и центральной печати. Но самое главное – большая часть заказанных и приобретенных с выставки работ (более 100 произведений живописи и графики) попала в фонды Центрального чувашского музея, что во многом и послужило поводом для открытия  отдельной Художественной галереи.

90 лет эти работы хранились в музейном собрании и жили каждая своей жизнью, а теперь вновь предстанут вместе в едином экспозиционном пространстве.

Выставка пройдет в рамках проекта Главы Чувашии Олега Николаева «Яркое лето Чувашии».

Билеты доступны по Пушкинской карте в рамках национального проекта "Семья".

Без права на забвение К 80-летию Великой Победы
Одно слово «нет» — сильнее любых наркотиков
Стартует VI сезон Фестиваля уличного искусства ПФО «ФормАрт»
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2025 год
АНКЕТИРОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приведи родителей в музей
График работы музея
Памятка участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей при посещении мероприятий ЧГХМ
https://artmuseum.ru/page/Nezavisimaya_oce/