Ни дня без даты

26 июня

Михаил Николаевич Скуляри

Михаил Николаевич Скуляри

Михаил Николаевич Скуляри

26 июня 1905 года родился художник и инженер-конструктор Михаил Николаевич Скуляри. 

М.Н. Скуляри — человек глубоко и разносторонне одаренный, в нем удивительно органично сосуществовали талант художника и инженера-конструктора. И если свой первый талант — художника он развивал во время обучения на факультете монументальной живописи в ленинградском ВХУТЕИНе, да еще и под руководством таких знаменитых мастеров, как К.С. Петров-Водкин, П.А. Шиллинговский, А.А.Рылов, А.И. Савинов, А.Е. Карев, а также дополнительно занимался у П.Н. Филонова и его успехи в изобразительном искусстве никого не удивляют… То, неожиданно проявившийся талант, а главное, знания, необходимые для работы инженера, наверняка вызывали недоумение. 

Но, так все и было. По окончании ВХУТЕИНа, в 1930 году М.Н. Скуляри поступил на работу в КБ завода «Большевик» как инженер-конструктор по созданию дизельных двигателей и проработал там до 1934 года (и это официально, а неофициально он будет брать разовые заказы и в последующие годы). 

Однако, заявив о себе как о талантливом инженере, М.Н. Скуляри решает подтвердить и свой статус художника - в 1934 году он обращается в Горком художников-графиков союза Рабис, через который получает заказы на иллюстрирование научных изданий. Кстати, исполнение заказа для института растениеводства привело художника в Душанбе, где его и застала война. 

Попытка уйти на фронт добровольцем не удалась, М.Н. Скуляри отправляют на шахту Кузбасского комбината в г. Анжеро-Судженск, как инженера-конструктора. А позднее переводят в НИИ дизельных двигателей, находящийся в Подмосковье. Здесь он и проработал над проектированием оборудования для нужд фронта до конца войны. 

Новый и неожиданный поворот в его судьбе произошел в декабре 1945 года, после возвращения в Ленинград М.Н. Скуляри становится заведующим Художественной мастерской Военно-медицинского музея Красной Армии, а в марте 1946 года кандидатом в члены ЛОСХ, как художник-график. 

В октябре 1948 года М.Н. Скуляри был переведен в действительные члены Союза художников, в результате чего получил возможность совмещать творческую деятельность с работой конструктора в НИИ дизельных двигателей, где и проработал еще около 20 лет, продолжая заниматься созданием сложных систем регулирования вышеупомянутых двигателей. 

Кстати, с 1946 года М.Н. Скуляри начинает работать в знаменитой экспериментальной литографской мастерской вместе с художниками, имена которых составляют славу ленинградской школы графики - А.С.Ведерниковым, Г.С.Верейским, В.А.Власовым, Ю.А.Васнецовым, Б.Н.Ермолаевым, В.Ф. Матюх, В.И.Курдовым, А.Л.Капланом, М.И.Куксом и А.Н.Якобсон. Работой в цветной литографии не исчерпывается творческое наследие М.Н. Скуляри - он пробует себя в офорте, темпере и акварели, занимается керамикой и живописью. 

В фонде графики ЧГХМузея хранится автолитография М.Н. Скуляри «Ночь на Малой Невке» (1960). Необходимо отметить, что в пейзажах, посвященных любимому городу, иногда заметно влияние А.С. Ведерникова. Кстати, образ этого удивительного человека - М.Н. Скуляри сохранила для нас ленинградская художница Антонина Васильевна Любимова, также работавшая в экспериментальной литографской мастерской. 

#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты
 
Культурная суббота
НКО
НКО
Яндекс Метрикa (статистика)
 Медиаплан #Мывместе
Дистанционные способы обратной связи и взаимодействия с получателями услуг
Опрос - Оценка работы музея
Сообщи, где торгуют смертью
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2022 год