Ни дня без даты

27 июня

Дмитрий Спиридонович Бисти

Дмитрий Спиридонович Бисти

Дмитрий Спиридонович Бисти

27 июня 1925 года родился художник Дмитрий Спиридонович Бисти. 

Выпускник Московского полиграфического института, ученик знаменитых художников-х графиков А. Д. Гончарова и П. Г. Захарова, народный художник РСФСР, действительный член Российской Академии художеств, лауреат государственной премии СССР и премии Иогана Гутенберга, вице-президент Академии художеств СССР, один из тех, кто оказал значительное влияние на развитие искусства книги в нашей стране. 

С 1947 года Д.С. Бисти начинает работать в книжных издательствах «Художественная литература», «Детская литература» и «Современник». Первые проиллюстрированные им книги - «Жажда жизни» И. Стоуна, «Новеллы» П. Мериме, «Стихи и поэмы» Э. Багрицкого идругие были изданы в середине 1950-х годов, а сборники новелл Акутагавы Рюноскэ с иллюстрациями Дмитрия Бисти переиздавались неоднократно. Уже в этих работах проявились своеобразная творческая манера художника и его представление о роли художника-оформителя книги. 

Искусствовед М. Лазарев писал: «Композиции Бисти вписываются в страницы не как в станковый лист, но в пространство всей книги, не иллюстрируя отдельные сюжеты, а конструктивно и графически интерпретируя литературный источник в целом. Каждая иллюстрация находит свое точное место в тексте в соответствии с развитием фабулы. Он придумывает шрифт, строит макет, конструирует все элементы книги». Таково оформление поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», один из листов которой хранится в фонде графики ЧГХМузея. Символическое изображение капитализма на этой гравюре напоминает об агитационных плакатах первых лет революции - «Окнах РОСТА» - голова с туловищем из дымящих фабричных труб, сигарой, моноклем, непременным цилиндром, вся ощетинившаяся штыками. Д.С. Бисти обладает редким даром художника-публициста; его трактовка общественно-политических тем многообразна. 

О Д.С. Бисти можно сказать, что он обладает «абсолютным слухом» в литературе различных жанров. Многообразна сложная полифония его образов. Достаточно сопоставить исполненный пафоса борьбы цикл его станковых иллюстраций «Интернационал», гимн героизму рабочего движения, и иллюстрации к «Лирическим эпиграммам» С. Маршака . 

Из яростного трубача, каким он предстает в «Интернационале», Д.С. Бисти превращается здесь в тончайшего и проникновенного лирика, кем он себя, как ни странно, не считает. Он обыгрывает в эпиграммах С. Маршака такие тишайшие и нехоженые уголки сознания и подсознания, что только диву даешься, как он умещается в них со своим темпераментом. 

На обложке «Лирических эпиграмм» С. Маршака изображен неслышно пролетающий радостный и лукавый гений поэзии. Здесь догорают старые фонари, в улочках, замощенных камнем, легко и грустно. Здесь беззлобно смеются над человеческими недостатками. И даже разящие стрелы эпиграмм нежны, как пух одуванчика. 

Мастерски владея рисунком, гравюрой на дереве и офортом, художник проиллюстрировал множество произведений античной и средневековой литературы, русской и зарубежной классики, книг для детей. Среди них «Энеида» Вергилия, «Песнь о Роланде» и «Песнь о Сиде», «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Хождение за три моря», «Слово о полку Игореве». Трагические или ироничные, иллюстрации Бисти всегда темпераментны, островыразительны, эмоциональны. В середине 1970-х годов Бисти руководил оформлением двухсоттомной серии «Библиотека всемирной литературы». 

Д. С. Бисти скончался в Москве в 1990 году. 

На фото: 

В. Маяковский. Владимир Ильич Ленин. 
Правая часть трехчастного иллюстрированного разворота. 
1966-1967 гг. Бумага, ксилография 


#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты

Культурная суббота
НКО
НКО
Яндекс Метрикa (статистика)
 Медиаплан #Мывместе
Дистанционные способы обратной связи и взаимодействия с получателями услуг
Опрос - Оценка работы музея
Сообщи, где торгуют смертью
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2022 год