30 августа 1905 года родился художник Александр Федорович Мясников.
Учился в Чебоксарской совпартшколе. Специальное художественное образование получил в Первом государственном изобразительном техникуме (Москва). Учился в Институте повышения квалификации художников в Москве.
Живописец, скульптор, педагог, общественный деятель.
А.Ф. Мясников активно участвовал в общественной жизни республики, был заведующим сектором искусства Наркомпроса Чувашской АССР, председателем оргкомитета Союза советских художников Чувашской АССР, директором Алатырского художественно-граверного училища.
Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов служил политруком. В 1942 году был мобилизован и отправлен на фронт. Воевал в 23-й гвардейской дивизии 3-ей ударной армии 1-го Белорусского фронта.
После демобилизации работал художником-постановщиком в Русском республиканском драматическом театре, преподавал в Чебоксарском художественном училище, работал в Чувашском отделении Художественного фонда РСФСР.
А.Ф. Мясников был первым художником, создавшим иллюстрации к поэме «Нарспи» К.В. Иванова. «Художник безоговорочно осовременил поэму. Все пятнадцать рисунков в целом очень натуралистически воспроизводили быт чувашской деревни конца двадцатых годов… И, тем не менее, для своего времени эта книга была событием, ибо она была одной из первых иллюстрированных чувашских книг», - писала кандидат искусствоведения Нинель Ургалкина.
Наиболее ранние живописные произведения А.Ф. Мясникова из собрания ЧГХМузея написаны в 1930-е годы, когда уже были сформулированы принципы социалистического реализма. Напоминаем, что эта эпоха отличалась жёстким идеологическим контролем, а любые произведения искусства несли в себе элементы пропаганды.
Вот и А.Ф. Мясников создает портреты-картины, запечатлевая даже не конкретных людей, а некие образы современной ему эпохи, среди которых не только строители новой жизни, но и их противники. Так появляются на холстах художника ударник дорожного строительства и подкулачник, пионерка и последний единоличник. В полном соответствии с провозглашенными принципами он пишет картины посвященные организации колхозов и строительству фосфоритного завода, сдаче серебряных украшений в тракторный фонд и появившейся в колхозе детской площадке.
Впрочем, к известным историческим событиям он будет обращаться и позднее, а среди заинтересовавших его тем можно назвать манифест, провозглашенный Емельяном Пугачевым и Акрамовское восстание, строительство школы в чувашской деревне и выступление Михаила Сеспеля на митинге в Яльчиках.
Значительное место в творчестве А.Ф. Мясникова занимал и жанр портрета, его привлекают представители новой чувашской интеллигенции — молодые писатели Краснов и Уйап Мишши, основатель журнала «Капкан» Иван Мучи, впоследствии журналист И.П. Пинер (Павлов) и писатель В.И. Краснов-Асли. А рядом с ними появляются живописные и скульптурные портреты работниц швейной фабрики «Рассвет» и партизана Гражданской и Отечественной войны, бойца чапаевской дивизии и трактористки колхоза «Гвардеец», Патриса Лумумбы и безымянного рабочего, девочки и старого колхозника.
А.Ф. Мясников умер 23 сентября 1996 года.
Автопортрет. 1981 г. Холст, масло.
Все экспонаты, связанные с А.Ф. Мясниковым в собрании ЧГХМузея можно увидеть на сайте
#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #живопись #НиДняБезДаты