Ни дня без даты

01 сентября

Иннокентий Федорович Анненский

Иннокентий Федорович Анненский

Иннокентий Федорович Анненский

1 сентября 1855 года родился Иннокентий Федорович Анненский. 

Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета. 

Русский поэт, критик, переводчик, драматург. Много занимался исследованием русского языка и литературы, работал директором мужской гимназии в Царском Селе. 

После окончания Санкт-Петербургского университета И.Ф. Анненский работал как в государственных, так и в частных школах, преподавал русскую словесность, историю или древние языки. Кстати, И.Ф. Анненский считался едва ли не лучшим переводчиком в Санкт-Петербурге и знатоком русской словесности, был признанным авторитетом в вопросах классицизма и классического образования. 

В это же время продолжалась и творческая работа создает оригинальные трагедии на античные темы и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред», а в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о» (Никто) издает единственную прижизненную книгу стихов «Тихие песни». 

Иннокентий Анненский - блестящий представитель Серебряного века, «последний из царскосельских лебедей», как назвал его Н. Гумилёв, Анненский был и остаётся трагической фигурой в русской поэзии: не получил признания и славы в своём времени, не был понят и узнан при жизни. 
«А тот, кого учителем считаю, 
как тень прошёл и тени не оставил...» - сказала о нём Анна Ахматова. 
Однако в этом поэте, далеко опередившим своих современников, уже угадывались будущие интонации А. Блока, В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Пастернака. 

Иннокентий Анненский считается представителем символизма в поэзии, но он был необычным символистом, он не вмещался в русло этого течения. Его поэзия при всей её интеллектуальной сложности и аллегоричности никогда не страдала невнятицей, оторванностью от жизненных реалий, чем грешат многие символисты. 

Стихи Иннокентия Анненского полны душевности и жалости к людям и вещам, в них мир вещей переплетен с миром людей и наделен душой. Мы открываем в его стихах «вещный мир», больно и страстно сцепленный с человеческим существованием. Старая кукла, смычок и струны, шарманка, маятник и часы, «шар на нитке тёмно-алый» выступают в лирике поэта не просто как образы и аллегории, а как соучастники и свидетели скрытого трагизма жизни. Человек жалеет вещь, и она отвечает ему взволнованно-страстным рассказом о его же, человека, страданиях, приоткрывая всю темноту и глубину муки. 

В фонде графики ЧГХМузея хранятся две ксилографии созданные Александром Сергеевичем Бакулевским, на одной из которых запечатлен и сам поэт, а вот вторая иллюстрирует стихотворение «Грёзы», написанное Иннокентием Анненским в ночь с 16 на 17 мая 1906 года. 
 
Наяву ль и тебя ль безумно 
и бездумно 
я любил в томных тенях мая? 
Припадая 
к цветам сирени 
лунной ночью, лунной ночью мая, 
я твои ль целовал колени, 
разжимая их и сжимая, 
в тёмных тенях, 
в тёмных тенях мая? 
Или сам я лишь тень немая? 
Иль и ты лишь моё страданье, 
дорогая, 
оттого, что нам нет свиданья 
лунной ночью, лунной ночью мая. 

Иллюстрации. И. Анненский. Грезы. 1988 г. Бумага, ксилография. 

#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты
 
Без права на забвение К 80-летию Великой Победы
Одно слово «нет» — сильнее любых наркотиков
Стартует VI сезон Фестиваля уличного искусства ПФО «ФормАрт»
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2025 год
АНКЕТИРОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приведи родителей в музей
График работы музея
Памятка участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей при посещении мероприятий ЧГХМ
https://artmuseum.ru/page/Nezavisimaya_oce/