1 сентября 1855 года родился Иннокентий Федорович Анненский.
Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета.
Русский поэт, критик, переводчик, драматург. Много занимался исследованием русского языка и литературы, работал директором мужской гимназии в Царском Селе.
После окончания Санкт-Петербургского университета И.Ф. Анненский работал как в государственных, так и в частных школах, преподавал русскую словесность, историю или древние языки. Кстати, И.Ф. Анненский считался едва ли не лучшим переводчиком в Санкт-Петербурге и знатоком русской словесности, был признанным авторитетом в вопросах классицизма и классического образования.
В это же время продолжалась и творческая работа создает оригинальные трагедии на античные темы и «вакхическую драму» «Фамира-кифаред», а в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о» (Никто) издает единственную прижизненную книгу стихов «Тихие песни».
Иннокентий Анненский - блестящий представитель Серебряного века, «последний из царскосельских лебедей», как назвал его Н. Гумилёв, Анненский был и остаётся трагической фигурой в русской поэзии: не получил признания и славы в своём времени, не был понят и узнан при жизни.
«А тот, кого учителем считаю,
как тень прошёл и тени не оставил...» - сказала о нём Анна Ахматова.
Однако в этом поэте, далеко опередившим своих современников, уже угадывались будущие интонации А. Блока, В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Пастернака.
Иннокентий Анненский считается представителем символизма в поэзии, но он был необычным символистом, он не вмещался в русло этого течения. Его поэзия при всей её интеллектуальной сложности и аллегоричности никогда не страдала невнятицей, оторванностью от жизненных реалий, чем грешат многие символисты.
Стихи Иннокентия Анненского полны душевности и жалости к людям и вещам, в них мир вещей переплетен с миром людей и наделен душой. Мы открываем в его стихах «вещный мир», больно и страстно сцепленный с человеческим существованием. Старая кукла, смычок и струны, шарманка, маятник и часы, «шар на нитке тёмно-алый» выступают в лирике поэта не просто как образы и аллегории, а как соучастники и свидетели скрытого трагизма жизни. Человек жалеет вещь, и она отвечает ему взволнованно-страстным рассказом о его же, человека, страданиях, приоткрывая всю темноту и глубину муки.
В фонде графики ЧГХМузея хранятся две ксилографии созданные Александром Сергеевичем Бакулевским, на одной из которых запечатлен и сам поэт, а вот вторая иллюстрирует стихотворение «Грёзы», написанное Иннокентием Анненским в ночь с 16 на 17 мая 1906 года.
Наяву ль и тебя ль безумно
и бездумно
я любил в томных тенях мая?
Припадая
к цветам сирени
лунной ночью, лунной ночью мая,
я твои ль целовал колени,
разжимая их и сжимая,
в тёмных тенях,
в тёмных тенях мая?
Или сам я лишь тень немая?
Иль и ты лишь моё страданье,
дорогая,
оттого, что нам нет свиданья
лунной ночью, лунной ночью мая.

Иллюстрации. И. Анненский. Грезы. 1988 г. Бумага, ксилография.
#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты
и бездумно
я любил в томных тенях мая?
Припадая
к цветам сирени
лунной ночью, лунной ночью мая,
я твои ль целовал колени,
разжимая их и сжимая,
в тёмных тенях,
в тёмных тенях мая?
Или сам я лишь тень немая?
Иль и ты лишь моё страданье,
дорогая,
оттого, что нам нет свиданья
лунной ночью, лунной ночью мая.

Иллюстрации. И. Анненский. Грезы. 1988 г. Бумага, ксилография.
#КультураЧувашии #искусство #собраниеЧГХМ #графика #НиДняБезДаты