Ни дня без даты

14 октября

Николай Васильевич ОВЧИННИКОВ и Анатолий Сидорович РОЗОВ

Николай Васильевич ОВЧИННИКОВ и Анатолий Сидорович РОЗОВ

Николай Васильевич ОВЧИННИКОВ и Анатолий Сидорович РОЗОВ

14 октября родились два чувашских художника:
реалист и повествователь "социалистической правды жизни" 
Николай Васильевич ОВЧИННИКОВ (1918-2004)

Учился в Алатырском художественно-граверном училище и в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, а также в аспирантуре при ЛИЖСА им. И.Е. Репина (творческая мастерская А.М.Герасимова).

Н.В. Овчинников является ярчайшим представителем социалистического реализма в чувашской живописи. Значительное место в его творчестве занимает «лениниана», а также новостройки, жизнь рабочего класса, колхозный труд, темы материнства, детства, счастливая жизнь советской молодежи. От его полотен веет социальным оптимизмом.

В фонде живописи ЧГХМузея хранятся два варианта знаменитого произведения мастера «Здравствуй, Земля!», один из которых представлен на постоянной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки. Развитие. Современность». Первый вариант картины экспонируется гораздо реже, но именно сейчас его можно увидеть на выставке «Сын Чувашии. Андриян Николаев».

На работе изображен момент возвращения Андрияна Николаева на землю. Родина встречает своего сына ароматом омытых дождем трав, морем полевых цветов. Низкий горизонт подчеркивает монументальный строй композиции: очерченная плавной горизонталью земля становится как бы необъятным пьедесталом для величественной фигуры. Лицо космонавта освещает мягкая улыбка, отражающая строй чувств мужественных и сдержанных. Яркий оптимизм работы находит живописное воплощение в звучном колорите, в чистых, ясных, насыщенных красках голубого неба, зеленого цветущего луга, алого костюма. Художник подробно выписывает снаряжение космонавта, акцентирует внимание на инверсионных следах в небе, вводит символические изображения беркута и сокола – позывных космонавтов Андрияна Николаева и Павла Поповича.

Здравствуй, Земля! (Космонавт Николаев). 1962-1963 гг. Холст, масло.

 

и рассказчик чувашских сказов и легенд, деревенской жизни, "украшатель" театральных подмостков с национальным колоритом, 
Анатолий Сидорович РОЗОВ (1933-2010)

Учился в Цивильском библиотечном техникуме, Чебоксарском художественном училище и на художественном факультете Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (мастерская профессора И.А. Короткова).

Художник театра, монументалист, живописец, член Союза театральных деятелей СССР. Заслуженный художник Чувашской Республики. Лауреат Государственной премии Чувашской Республики.

А.С. Розов известен как режиссер, художник-декоратор, автор образов кукол, живописец, монументалист. Творческая деятельность художника началась в 1966 году, когда он выиграл конкурс на лучшее оформление спектакля «Аладдин и волшебная лампа». Затем последовали другие произведения - оформление и куклы к спектаклям «Золушка», «Алёнушка и солдат», «Теремок», «Волшебник изумрудного города», «Сэмбо», «Белая роза», «Лопоухий Илюк». Широкую известность получили его живописные работы, среди которых серия картин «Моя деревня» и «Чувашские потешки».

Ю.В. Викторов «Непосредственность импровизации, поэтическая иносказательность, богатство фантазии, свежесть выражения мысли, новое чувство формы, ритма, пространства и цвета – все это зримо предстает в полотнах Розова, с крестьянской основательностью творящего произведения высокой художественной культур».

В постоянной экспозиции ЧГХМузея можно увидеть картину Анатолия Сидоровича Розова «Нарспи у родника Торваши», написанную в 1985 году. Данное живописное произведение художника связано с архетипами чувашской культуры воплощенными в поэме К.В. Иванова «Нарспи». Образы этой поэмы настолько универсальны и так полно отражают жизнь народа, что, кажется, описываемые события могли произойти в любой чувашской деревушке.

Решая полотно в несколько декоративной манере, художник стремится выработать национальный живописный язык, опирающийся на традиции декоративно-прикладного искусства. Фигуры людей, животные, домики и деревья условны, схематичны, особое же внимание уделяется ритму. Он проявляется во всем – и в сочетании голубых, зеленых и коричневых пятен, и в линиях мостов и оврагов, и в расположении человеческих фигур.

Режим работы ЦСИ
«Другое дело»
Всероссийская перепись населения 2020 года
Изменение графика работы
Изобразительное искусство молодых художников Чувашии
Национальный проект «Культура»
«Команда защиты дества»
Гранты России
Музейные педагогические программы
Памятка: 7 шагов по профилактике новой коронавирусной инфекции