Пресс-центр

06.05.2023

Ко Дню Победы в Чувашском художественном музее открылась выставка «Победители. Орест Филиппов»

Ко Дню Победы в Чувашском художественном музее открылась выставка «Победители. Орест Филиппов»

Ко Дню Победы в Чувашском художественном музее открылась выставка «Победители. Орест Филиппов»

5 мая в Чувашском государственном художественном музее открылась выставка «ПОБЕДИТЕЛИ. ОРЕСТ ФИЛИППОВ», приуроченная к 100-летию художника и Дню Победы. В экспозицию вошло около 100 работ Ореста Ивановича из фондов ЧГХМ и собрания семьи: станковая живопись и графика (пастель, карандаш и акварель, сангина и фломастер, соус, литография, линогравюра) – и конечно же плакат, ведь этот автор известен как первый в Чувашии профессиональный художник-плакатист. Вторая часть экспозиции объединяет самые масштабные и знаковые полотна из собрания музея, посвященные Великой Отечественной войне: работы Никиты Сверчкова, Петра Павлова, Николая Карачарскова и других чувашских художников.

Торжественная церемония открытия прошла в прекрасном обрамлении концерта студентов кафедры вокального искусства Чувашского государственного института культуры под руководством Алевтины Сергеевой (Зинкиной). Чистые юные голоса, искренние и глубокие чувства молодых исполнителей наполнили давно знакомые военные песни новой жизнью.

После этого разговор о судьбе и работе Ореста Ивановича шел с теплыми, подлинно семейными интонациями, да и говорили о нем все больше те, кто хорошо знал художника: родные, коллеги, ученики. Директор ЧГХМ Геннадий Козлов важнейшей его чертой как человека, художника и педагога назвал доброту и тотальную порядочность, которую так ценили его студенты.

Заместитель министра культуры Татьяна Казакова, размышляя о биографии художника, отметила:
- Это поражает: Орест Иванович с детства мечтал рисовать, но со школьной скамьи отправился на фронт. Потом, уже взрослым человеком, получил образование - и сразу после Суриковского института, в 34 года, стал директором Чебоксарского художественного училища. И 26 лет его возглавлял. И при этом ему как-то удавалось сочетать административную, педагогическую, общественную работу – и творить, быть верным своей мечте.

Заслуженному художнику России Виктору Бритвину довелось узнать Ореста Ивановича в трех ипостасях – как художника, учителя и как коллегу, и о каждой из них он рассказывает с большим теплом.
- Я еще учился в школе, когда попал на его выставку в старом здании художественного музея на улице Розы Люксембург. Очень хорошо помню свое впечатление – потрясение удивительным мастерством. На его портретах были живые люди, с характерами, очень точно сделанные – казалось, они говорили со мной. Может быть, именно это знакомство и подвигло меня поступить в художественное училище.
Там Орест Иванович был нашим педагогом по рисунку. Мы видели его не часто – как у директора, у него было много организационной работы. Но когда приходил, мы очень радовались, он был ласков, мягок с нами, но всегда делал очень точные замечания и поправки.

Потом, когда я получил высшее образование и вернулся в училище преподавать, мы уже общались как коллеги, и это было очень интересно. Многие считали тогда, что для директора ему не хватает строгости – он ко многому относился снисходительно и в горячих профессиональных спорах часто уступал. Но я думаю, дело в том, что он знал, что такое война, смерть, что такое терять друзей, остался жив, пережил великую радость Победы – и все, что могло произойти, по сравнению с этим казалось неважным.

И когда он, по состоянию здоровья, оставил свой пост, и должность директора пришлось занять мне, совсем еще мальчишке, я понял, насколько сложные перед ним стояли задачи. Училище было не обеспечено практически ничем. У него была своя котельная – нужно было доставать для нее уголь и вывозить шлак, нужно было закупать гипсы и необходимые учебные пособия, то и дело заливало подвал… И тогда я осознал, сколько сил и нервов он отдавал своей работе. И при этом не переставал работать как плакатист. С детства еще помню один из плакатов, с огромным арбузом. А те, что были посвящены Победе, Ленину, партии - ведь они были не только мастерские – они были искренние. Орест Иванович принадлежал еще тому поколению убежденных коммунистов, крепких и несгибаемых душевно, которым была свойственна высочайшая честность и чистота.

Дочь художника, Светлана Орестовна, вспоминала светлые дни, когда они с родителями только еще приехали в Чебоксары и жили неподалеку от училища:
- Папа был невероятно добрый и отзывчивый, я очень хорошо помню многих студентов, и помню, как они им восхищались, как обожали его!

Помнят Ореста Филипповича в училище и сегодня – его портрет занимает почетное место на «Стене памяти», чтобы молодое поколение художников в лицо знало человека, в тяжелые дни вставшего на защиту Родины, а потом, по возвращении сумевшего воплотить свою мечту: учиться, творить и передавать свой опыт другим.
https://vk.com/album-3746921_293144122

Республиканский творческий конкурс «Мишши Сеспель - 125»
https://artmuseum.ru/page/Nezavisimaya_oce/
НКО
Некоммерческий социально-ориентированный культурный проект «Чувашский художественный музей - серебряному поколению»
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2024 год
26 июня день борьбы с наркозависимостью
Годовой отчет музея за 2022 год
Театральное приволжье
График работы музея
Мы в ютубе!