Пресс-центр

12.09.2023

В ЧГХМ прибыли картины из Мордовии. Выставка "Федот Сычков - художник радости" откроется уже в следующую пятницу

В ЧГХМ прибыли картины из Мордовии. Выставка "Федот Сычков - художник радости" откроется уже в следующую пятницу

В ЧГХМ прибыли картины из Мордовии. Выставка "Федот Сычков - художник радости" откроется уже в следующую пятницу

ФОТОРЕПОРТАЖ

Главное событие музейного утра – распаковка картин Федота Сычкова, которые прибыли сегодня  из Саранска. Подробнее про выставку (она откроется в следующую пятницу, 22 сентября) смотрите здесь.

Ну а мы сейчас расскажем, как снаряжают шедевры в дальнюю дорогу между музеями. Как многие, наверное, видели, произведения средних размеров в некотором количестве помещают в деревянные ящики – они и «дышат», и температуру держат, и обладают достаточной прочностью. Чтобы работы не растрясло на ухабах родины, в ящиках они плотно прижаты «мягкими материалами»  - картонными руликами, кусками пеноплекса, бумагой, так что даже со стенками не соприкасаются.

Каждая картина в отдельности заботливо обернута микалентной бумагой (она обладает электроизоляционными свойствами и гораздо прочнее обычной, так как производится не из целлюлозы, а из длинноволокнистого хлопка), стретч-пленкой, а сверху еще и воздушно-пузырьковой пленкой (в народе «пупырка»). Провинциальные музейщики особенно берегут (упаковочные материалы) окружающую среду и «одежку» картин стараются использовать многократно, так что процесс «раздевания» - отклеивание маленьких лоскутиков скотча, разворачивание, складывание – занимает немало времени. Все наряды аккуратно маркированы, так что когда произведения соберутся в обратный путь, найти их будет нетрудно.  А еще ведь важно проверить сохранность каждой работы, чтобы потом у музеев не было друг к другу претензий! 

В экспозицию войдет 30 произведений. Пока музейщики из Саранска (главный хранитель  музея имени С.Д. Эрьзи Надежда Белова и заведующая реставрационной мастерской Анжелика Романова) и Чебоксар (главный хранитель Георгий Исаев, хранитель живописи Валентина Кузина и реставратор Николай Кузьмин) разматывают пленку и пристально вглядываются в красочный слой,  между делом, конечно, беседуют -  о своем, о вечном:

Н.Б.:  Для региональных музеев организация межмузейной выставки сопряжена с определенными сложностями, но мы их преодолеваем, потому что Федот Васильевич – художник радости, и должен нести радость людям, его должны видеть. С его багословения выставки наши успешно путешествуют по регионам – в последнее время мы были в Ульяновске в 2022 году, в Пензе в 2021 году, в 2018 году – в Рязанском музее. В следующем году планируется большая выставка в Санкт-Петербурге, в Русском музее – туда нам предстоит вывезти почти всю постоянную экспозицию (более 60 предметов).

Эту выставку мы составили по такому принципу, чтобы показать и его ранние, и более поздние произведения, все жанры – чтобы художник предстал во всей своей красе, - рассказывает Надежда Вячеславовна.

Г.И.: Редко видишь графические произведения Сычкова, они есть у него?

Н.Б.: Они реже выставляются, но у нас богатый архив Сычкова, потому что вдова, Лидия Васильевна передала очень многое: личные вещи, предметы быта, эскизы – вспомогательный материал к живописным произведениям.

А.Р.: Но вообще акварельных работ у него было достаточно много, он же открытки для издательства «Ришар» рисовал – в ранний, дореволюционный период.

Н.Б.: Мы этим открыткам очень благодарны – хотя бы можно посмотреть, какие произведения это были. У нас в фонде есть к ним эскизы, а сами произведения неизвестно, где и сохранились ли они вообще, потому что во время революции очень много произведений погибло.

А.Р.: А самое забавное, что сейчас в некоторых коллекциях появляются якобы произведения Сычкова. Ты видишь  и понимаешь, что это фальшак чистой воды, написанный по открытке – это же читается. А так, Сычков входит в первую десятку популярных, для международных аукционов, авторов.

Г.И.: А какая у него была технология работы? Была предварительная сюжетная зарисовка в графике или он компоновал сразу живописно?

А.Р.: У него было по-разному. У нас в фондах есть произведения только начатые – у него часто в больших произведениях присутствует имприматура – желтая подкладка или розовая. А есть такие, «от куска», например, чье-то лицо написано и работа оставлена – и мы видим там клеточки, по которым раньше переводили изображения с картонов. Он же учился в Академии, и все приемы написания произведения, естественно, постиг и основными пользовался. Сначала делается графический эскиз, потом рисуется картон: отрабатываются композиционные решения, идет разборка по тону, и потом уже изображение по клеточкам переносится на холст и пишется полноценное произведение. Но есть и вещи, написанные с нарушением всех технологических канонов. Допустим, большое полотно (вот сейчас мы как раз закончили реставрировать такое – «Возвращение с сенокоса») он пишет в несколько приемов. Что-то в процессе уже добавлет, что-то записывает – все это читается опытным взглядом. И еще есть такой момент: вот он написал полотно, оставил его  и а вернулся уже через большой промежуток времени, когда красочный слой хорошо высох. И переписал что-то, что не устроило. И  с этим большие проблемы у нас как у реставраторов – часто возникают отслоения, а когда, казалось бы, работа закончена, все укрепили – начинаешь удалять профзаклейку, влага попадает между слоями – и процесс начинается снова. Так что художник неожиданно оказался очень сложным.

Н.Б: Сычков много писал с натуры, в фондах немало его этюдных вещей. И все эти крошечные почеркушки, неровно отрезанные кусочки холста, зачастую с ужасным кракелюром,  мы тоже должны  отреставрировать и сохранить для будущих поколений. С этим очень помогают студенты из академии Глазунова, которые проходят у нас реставрационную практику (они работают под руководством опытных мастеров-наставников и после второго курса уже имеют необходимый уровень допуска).  Благодаря им многие вещи, которые десятками лет лежали в запасниках, смогли предстать перед зрителями в лучшем экспозиционном виде.

На этом оставим наших героев беседовать о секретах профессионального ремесла (иначе дальше нам потребуется переводчик). Ждем всех на открытие выставки!

Республиканский творческий конкурс «Мишши Сеспель - 125»
https://artmuseum.ru/page/Nezavisimaya_oce/
НКО
Некоммерческий социально-ориентированный культурный проект «Чувашский художественный музей - серебряному поколению»
План экспозиционно-выставочной деятельности на 2024 год
26 июня день борьбы с наркозависимостью
Годовой отчет музея за 2022 год
Театральное приволжье
График работы музея
Мы в ютубе!