Главное событие музейного утра – распаковка картин Федота Сычкова, которые прибыли сегодня из Саранска. Подробнее про выставку (она откроется в следующую пятницу, 22 сентября) смотрите здесь.
Ну а мы сейчас расскажем, как снаряжают шедевры в дальнюю дорогу между музеями. Как многие, наверное, видели, произведения средних размеров в некотором количестве помещают в деревянные ящики – они и «дышат», и температуру держат, и обладают достаточной прочностью. Чтобы работы не растрясло на ухабах родины, в ящиках они плотно прижаты «мягкими материалами» - картонными руликами, кусками пеноплекса, бумагой, так что даже со стенками не соприкасаются.
Каждая картина в отдельности заботливо обернута микалентной бумагой (она обладает электроизоляционными свойствами и гораздо прочнее обычной, так как производится не из целлюлозы, а из длинноволокнистого хлопка), стретч-пленкой, а сверху еще и воздушно-пузырьковой пленкой (в народе «пупырка»). Провинциальные музейщики особенно берегут (упаковочные материалы) окружающую среду и «одежку» картин стараются использовать многократно, так что процесс «раздевания» - отклеивание маленьких лоскутиков скотча, разворачивание, складывание – занимает немало времени. Все наряды аккуратно маркированы, так что когда произведения соберутся в обратный путь, найти их будет нетрудно. А еще ведь важно проверить сохранность каждой работы, чтобы потом у музеев не было друг к другу претензий!
В экспозицию войдет 30 произведений. Пока музейщики из Саранска (главный хранитель музея имени С.Д. Эрьзи Надежда Белова и заведующая реставрационной мастерской Анжелика Романова) и Чебоксар (главный хранитель Георгий Исаев, хранитель живописи Валентина Кузина и реставратор Николай Кузьмин) разматывают пленку и пристально вглядываются в красочный слой, между делом, конечно, беседуют - о своем, о вечном:
Н.Б.: Для региональных музеев организация межмузейной выставки сопряжена с определенными сложностями, но мы их преодолеваем, потому что Федот Васильевич – художник радости, и должен нести радость людям, его должны видеть. С его багословения выставки наши успешно путешествуют по регионам – в последнее время мы были в Ульяновске в 2022 году, в Пензе в 2021 году, в 2018 году – в Рязанском музее. В следующем году планируется большая выставка в Санкт-Петербурге, в Русском музее – туда нам предстоит вывезти почти всю постоянную экспозицию (более 60 предметов).
Эту выставку мы составили по такому принципу, чтобы показать и его ранние, и более поздние произведения, все жанры – чтобы художник предстал во всей своей красе, - рассказывает Надежда Вячеславовна.
Г.И.: Редко видишь графические произведения Сычкова, они есть у него?
Н.Б.: Они реже выставляются, но у нас богатый архив Сычкова, потому что вдова, Лидия Васильевна передала очень многое: личные вещи, предметы быта, эскизы – вспомогательный материал к живописным произведениям.
А.Р.: Но вообще акварельных работ у него было достаточно много, он же открытки для издательства «Ришар» рисовал – в ранний, дореволюционный период.
Н.Б.: Мы этим открыткам очень благодарны – хотя бы можно посмотреть, какие произведения это были. У нас в фонде есть к ним эскизы, а сами произведения неизвестно, где и сохранились ли они вообще, потому что во время революции очень много произведений погибло.
А.Р.: А самое забавное, что сейчас в некоторых коллекциях появляются якобы произведения Сычкова. Ты видишь и понимаешь, что это фальшак чистой воды, написанный по открытке – это же читается. А так, Сычков входит в первую десятку популярных, для международных аукционов, авторов.
Г.И.: А какая у него была технология работы? Была предварительная сюжетная зарисовка в графике или он компоновал сразу живописно?
А.Р.: У него было по-разному. У нас в фондах есть произведения только начатые – у него часто в больших произведениях присутствует имприматура – желтая подкладка или розовая. А есть такие, «от куска», например, чье-то лицо написано и работа оставлена – и мы видим там клеточки, по которым раньше переводили изображения с картонов. Он же учился в Академии, и все приемы написания произведения, естественно, постиг и основными пользовался. Сначала делается графический эскиз, потом рисуется картон: отрабатываются композиционные решения, идет разборка по тону, и потом уже изображение по клеточкам переносится на холст и пишется полноценное произведение. Но есть и вещи, написанные с нарушением всех технологических канонов. Допустим, большое полотно (вот сейчас мы как раз закончили реставрировать такое – «Возвращение с сенокоса») он пишет в несколько приемов. Что-то в процессе уже добавлет, что-то записывает – все это читается опытным взглядом. И еще есть такой момент: вот он написал полотно, оставил его и а вернулся уже через большой промежуток времени, когда красочный слой хорошо высох. И переписал что-то, что не устроило. И с этим большие проблемы у нас как у реставраторов – часто возникают отслоения, а когда, казалось бы, работа закончена, все укрепили – начинаешь удалять профзаклейку, влага попадает между слоями – и процесс начинается снова. Так что художник неожиданно оказался очень сложным.
Н.Б: Сычков много писал с натуры, в фондах немало его этюдных вещей. И все эти крошечные почеркушки, неровно отрезанные кусочки холста, зачастую с ужасным кракелюром, мы тоже должны отреставрировать и сохранить для будущих поколений. С этим очень помогают студенты из академии Глазунова, которые проходят у нас реставрационную практику (они работают под руководством опытных мастеров-наставников и после второго курса уже имеют необходимый уровень допуска). Благодаря им многие вещи, которые десятками лет лежали в запасниках, смогли предстать перед зрителями в лучшем экспозиционном виде.
На этом оставим наших героев беседовать о секретах профессионального ремесла (иначе дальше нам потребуется переводчик). Ждем всех на открытие выставки!