Не смотря на то, что музейные залы были полны – чтобы вновь встретиться с его работами, собрались друзья и коллеги художника, многочисленные почитатели его таланта, студенты Чебоксарского художественного училища, кому довелось и не довелось быть с ним знакомым – не смотря на это голоса выступающих звучали в сосредоточенной тишине, ощущалось внимание и уважение каждого.
- Виктор Глебович был из тех художников, которым не нужен большой формат и сложный сюжет, чтобы сказать важное, из тех, кто и в малом скажет так, что будешь осознавать всю жизнь. Широта взглядов, энциклопедические знания, а главное – живая любовь и глубокое понимание мироздания – вот за что всегда ценили его ученики, коллеги и зрители. Это был человек-эпоха, и находиться рядом с ним было большой ответственностью, ведь фальшь тут была невозможна, - вспоминает директор ЧГХМ Геннадий Козлов.
Александр Федосеев, друг и коллега, много лет работавший с Бритвиным рука об руку, рассказывает о разносторонних гранях его таланта:
- Мы познакомились в 1969 году, вместе учились в художественной школе N 1, потом в училище, в Академии, жили в одной комнате, даже делали вместе большие монументальные работы (я просил о помощи, и он не отказывал, хоть и сомневался – «ведь я же график!»). И с самых ранних лет он был гением композиции, его школьная работа, «Леший», до сих пор будто стоит перед глазами. Он все учился делать сам – и шлифовать литографские камни, и столярить, и компьютер осваивал – чтобы понимать суть процессов. И все, и профессора, и простые люди уважали его за мастерство, везде выбирали и выдвигали – но он никогда не рвался к власти, а выбирал делать то, что умел и любил.
Лишь в последние годы председателю Союза художников Чувашии Владимиру Нагорнову удалось уговорить Бритвина возглавить в союзе секцию графики («Мне было важно сформировать правление из самых сильных профессионалов в своей области», - объясняет он), и в этой должности художнику удалось запланировать и реализовать несколько важных проектов – республиканскую выставку акварели, миниатюры. Память о нем хранит и документальный фильм Виктора Чугарова из серии «Интеллектуальное искусство».
Писатель и режиссер Эдуард Кранк вспоминает о долголетнем (с 90-х годов) продуктивном общении – как Виктор Глебович оформлял его первую книгу, а он писал о работах художника
- При всем высочайшем уровне его мышления, философской глубине, при всем критическом отношении к действительности, он был очень прост, внимателен и чуток к каждому, с кем говорил. Пожалуй, это и можно назвать аристократизмом духа. Он искал вдумчивого анализа, глубокой оценки своего творчества, но это было и невероятно сложно. В какой-то момент я понял, что просто не могу объять его своей мыслью и уложить всю его широту в рамки единого направления.
Искусствовед Антонина Мордвинова подчеркивает: большое видится на расстоянии, и лишь теперь, рассматривая историю искусства XX века мы видим, какой большой вклад в него сделал Виктор Глебович.
- В первой половине XX века в Чувашии не было больших мастеров высокого профессионального уровня, и с приходом Розалии Ермолаевой и Василия Гурина в училище в плане профессионализма художников произошел огромный скачок. Потом новый скачок того же масштаба произошел с приходом Виктора Бритвина И Александра Федолсеева. Искусство 50-60-х не сравнится с искусством 80-90-х – актуальным, чутким ко времени, с полным ощущением нерва жизни. Окунувшись после школы Ермолаевой и Гурина в петербургскую «купель», Бритвин вернулся и привнес сюда высочайшую культуру, и не только художественную. Он был замечательным писателем и умел видеть в жизни необычное. До сих пор помню свои впечатления от повести «Заказ», опубликованной в журнале «ЛИК Чувашии», не говоря уже о романе «Господин аптекарь». Но он был важен и нужен не только здесь, в Чувашии, и об этом говорят более 180 книг, вышедших с его иллюстрациями.
- Выставка – это срез всей творческой жизни отца, здесь самые лучшие его работы, - объясняет Петр Бритвин. – Глядя на них, жалеешь, что у него было так мало времени на собственное творчество. Мы чаще всего видели его за рабочим столом, где он, согнувшись над своими мелкими иллюстрациями, постоянно трудился. И всегда помним его убеждение, что талант – это всего лишь первый шаг, а дальше – результат твоих собственных усилий.
Выставка продлится до 16 ноября. Приобрести билет можно и по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/vystavka-strannik












