Пресс-центр

24.09.2021

ХУДОЖНИК ВСТРЕЧАЕТСЯ СО ЗРИТЕЛЯМИ

ХУДОЖНИК ВСТРЕЧАЕТСЯ СО ЗРИТЕЛЯМИ

ХУДОЖНИК ВСТРЕЧАЕТСЯ СО ЗРИТЕЛЯМИ

23 сентября на своей выставке "ЧУВАШСКАЯ ПЕСНЯ. Живопись, эмали, графика" Виталий Петров (Праски Витти) встретился с любителями и исследователями изобразительного искусства, чтобы поговорить о картинах, о жизни и творческой истории, которая с ними неразрывно связана и важна для понимания многих деталей - и конечно ответить на вопросы, коих у внимательных зрителей возникает великое множество.
Студентов-культурологов, которые пришли на встречу в рамках программы "Пушкинская карта", волновало значение символов, некоторых повторяющихся образов в работах художника - одним своим появлением они отсылают к целым пластам народной культуры и мифологическим сюжетам, значимым для автора. Что значат, например, маски, часто появляющиеся на лицах юношей и девушек?
- Девушки "такого возраста" всегда мужика крутят. Спросишь, где живёт, скажет, в Новоюжке, хотя дом рядом. Зовут Наташа, а скажет, Таня. Это не про кого-то конкретно, это психология возраста такая. Так и эдак поворачивает, проверяет. Ну и парень тоже - не с открытым лицом, - ухмыляясь, рассказывает художник.
Рассечённые головы героев воплощают миф об Андрогине - автору близка идея, что Бог создал одного, целостного человека, а потом в гневе рассек его, и теперь мы ищем свою половинку, пытаясь узнать в толпе, задаваясь вопросом "я ли это?". Многочисленные волчицы напоминают легенду о предках всех тюркских народов: почти уничтоженные китайцами, они спаслись лишь благодаря тому, что волчица выкормила отброшенного в кусты младенца. Кровная, или, точнее, молочная связь с этим сильным, хищным и своевольным зверем проступает в характере её потомков, особенно - Нарспи, вступающей в борьбу с закостенелыми традициями и собственной судьбой.
Рассказывал Виталий Петрович и о том, что в работе (будь то акварель, масляная живопись или эмаль) ему в первую очередь важна композиция, зачастую обнажение композиционной структуры даже становится для художника приемом (например, в работах с загадочными "крестиками"), а по части цвета он доверяет "работникам лакокрасочной промышленности" и использует краску прямо из банки.
Что касается иллюстрирования, или даже, точнее будет сказать, переложения на язык изобразительного искусства поэтических произведений и народных песен, здесь художник отталкивается от идей Каменского и "заумной поэзии" и экспериментирует, пытаясь освободить поэзию от "спекулятивного смысла", отражая только ритмическую структуру, саму музыку стиха. Ещё один излюбленный его приëм - прямая визуализация метафор, часто довольно привычных, в том числе языковых (например, " горящие глаза" или колено (по-чувашски "чĕркуççи" - "глаз ноги"), выявляя и актуализируя их.
Поклонников творчества Виталия Петровича интересовало, продолжает ли он и сегодня работать над эмалями. На это он в своей ироничной манере ответил, что предпочитает искусству огород, посадил в своей деревне рощу. В том, чтобы украшать землю, теперь для художника больше смысла. Связь с родным домом, семьëй, память о близких вообще в последние годы стала для него ценнее и острей - об этом он не раз рассказывал в своих выступлениях и интервью, об этом говорят и картины.
Но многого, очень многого не стал мастер раскрывать и пересказывать. Выставка приглашает к размышлениям, внутренней работе с каждым полотном, приходить на неё нужно не однажды - так считают и вчерашние наши зрители. Но личная встреча с автором - как ключ, как настройка на восприятие его работ - имеет бесспорную ценность.

Текст : Марии Готлиб
Фото ЧГХМ: (Анны Минеевой-Мартыновойhttps://vk.com/album-3746921_281405125

Режим работы ЦСИ
«Другое дело»
Всероссийская перепись населения 2020 года
Изменение графика работы
Изобразительное искусство молодых художников Чувашии
Национальный проект «Культура»
«Команда защиты дества»
Гранты России
Музейные педагогические программы
Памятка: 7 шагов по профилактике новой коронавирусной инфекции